В нашем краеведческом очерке о начале исторического прошлого города Апрелевки, опубликованном ранее, железнодорожная платформа «Дачная», а до этого «Кетрица» упоминалась лишь короткой строкой как место, с давних пор осваиваемое дачниками. О том, как и кем они стали осваиваться под дачи, пойдёт наш следующий рассказ. А начнём мы его с материалов межевания в 1766 – 1771 гг. земель Московской губернии, проводившегося по Указу Екатерины II. На их основе Владимиром Святославовичем Кусовым, учёным – картографом и историком, была составлена книга-справочник с приложением карт, называемая «Земли Московской губернии в XVIII веке: Карты уездов. Описания землевладений», — М., Изд. дом «Московия», 2004. В этой книге есть и карта межевания Верейского уезда XVIII века. С ней можно познакомиться в МБУК «Центральная межпоселенческая библиотека Наро-Фоминского муниципального района» по адресу: Наро-Фоминск, ул. Ленина, д. 16. Так вот, если взглянуть на карту Кусова «Верейский уезд в 1766 – 1770 гг.», то можно определить, что нынешняя железная дорога с платформой «Дачная» проходит по границе между землевладельцами села Бурцево и сельца Красково. Бурцево с землями площадью в 356 десятин и 1468 сажень принадлежало в то время гвардии капитану-поручику Василию Андреевичу Плохого, а затем по родству вдове Софье Михайловне. По восточной стороне этих владений, где ныне и проходит железная дорога, они граничили с общим землевладением в 345 дес. и 1707 саж. при сельце Красково генерала–поручика князя Алексея Семёновича Козловского и лейб-гвардии Семёновского полка секунд-майора князя Матвея Алексеевича Гагарина. При межевании 8 июля 1769 г. часть территории площадью в 27 десятин или 29 га от владений сельца Красково была отмежёвана в государственные дачи. Видимо, она была спорной между помещиками, не имеющими документов на её пользование, и в соответствии с инструкцией межевания, утверждённой Екатериной II, эти земли отходили государству, осуществлявшему над ними свою опеку. На современной карте «отмежёванная под государственные дачи» земля от платформы «Дачная – Кетрица» охватывается лишь частью современного посёлка Фрунзовец. К "Кетрице" мы ещё вернёмся. Вместе с тем к настоящему времени сельцо Красково не сохранилось. А находилось оно недалеко от нынешней деревни Кромино. Само же Кромино, а в прошлом сельцо, являлось владением поручика Петра Алексеевича Зюзина с землевладением в 177 дес. и 478 саж. Из справочника «Населённые местности Московской губернии на 1912 год», изданного в 1911 г., на землях вокруг Селятино, Алабино, Бурцево и Апрелевки кроме дворянских усадеб располагались многочисленные дачи. При том же сельце Кромино были дачи: С.А. Златовратской, В.М. Михайлова, А.П. Синицыной, А.Е. Христофорова, М.Э. Кетриц. Из этих владельцев не может не вызывать интереса С.А. Златовратская. Не внучка ли она по своему отцу Александру Николаевичу известного писателя Николая Николаевича Златовратского, владельца усадьбы Апрелевка, располагавшейся на одноимённой реке, по другую сторону платформы «Дачная – Кетрица»? Другая, не менее загадочная - фамилия Кетриц с инициалами «М.Э». В российской истории этот дворянский род известен как происходивший из Саксонии. Его основателем был Вольф-Зигфрид фон-Кетриц, в своём прошлом польско-саксонский вице-канцлер, а потом и канцлер княжества Ангальт-Цербстского. Наверное, это его потомки фон-Кетрицы приехали в Россию вместе либо вслед за Екатериной II, урождённой Софией Августой Фредерикой Ангальт-Цербстской. В интернете лиц с фамилией Кетриц, близких к инициалам «М.Э.» нашлось немного. Среди них: Кетриц Бернгардт Эрнестович (1849 – 1923) – чиновник министерства юстиции, с 1891 г. секретарь Петербургского комитета грамотности. В своё время привлекался по делу народника Нечаева, но за недостатком улик был освобождён; Кетриц Юлий Эрнестович (1862 – 1917) – генерал-лейтенант военно-морского судебного ведомства, председатель военно-морского суда, расстрелян матросами в Севастополе на Малаховом кургане; Кетриц Валериан Эрнестович (1838-1907) – инженер путей сообщения и старший инспектор российских железных дорог. Лишь только в алфавитном списке Саратовской губернии за 1893 г. удалось встретить М.Э. Кетриц. Но имеет ли он или она отношение к даче в Кромино? У автора этих строк практически нет сомнения, что сама платформа «Кетрица» получила своё название благодаря М.Э. Кетриц, по аналогии с устроительством Ф.В. Шлиппе полустанка «Зосимова Пустынь». Женившись в 1901 г. и став владельцем усадьбы в Быкасово (Бекасово), Шлиппе добился разрешения на постройку полустанка в близком от неё месте, внеся на его устройство и строительство домика для сторожа 3 тыс. рублей. Ну, а для того, чтобы полустанок назывался «Зосимова Пустынь», испросил на это разрешение у игуменьи располагавшейся недалеко Троице-Одигитриевской Зосимовой Пустыни. Так и появилась железнодорожная платформа «Зосимова Пустынь». Вероятнее всего, что-то подобное было и с платформой «Кетрица». С пуском в строй железной дороги, проходящей по Верейскому уезду, на ней сначала было всего лишь две станции - в Наре и Апрелевке - и один «разъезд № 13». Остальные железнодорожные станции появились позднее. Видимо, и для М.Э. Кетриц добираться до железной дороги от своей дачи в Кромино, как и Шлиппе, было удобнее к устроенному его или её стараниями полустанку, чем ехать до станции Апрелевка. Вот отсюда и название платформы «Кетрица». Ну, а из справочника «Железнодорожные станции СССР», М., Транспорт, 1981 г., нынешнее своё название платформа «Дачная» получила лишь в 1959 г.
Валерий Ипатов
Комментарии (1)
Добавить комментарий