20 июля отмечается Международный день шахмат.
Отгадайте загадку: настольная логическая игра для двух человек на 64-клеточной доске с 32-ми фигурами белого и черного цвета с определёнными правилами. Сочетает в себе элементы науки, спорта и искусства. Название переводится с персидского "властитель умер"? Речь, конечно же, идёт о шахматах.
Трудно поверить, что игра стратегов и мыслителей когда-то была под запретом: в старые добрые времена церковь объявила шахматы изобретением дьявола и приравняла эту игру к пьянству. И лишь в 1393 г. Регенсбургский собор изъял их из числа запрещённых. Шахматы прочно вошли в жизнь человека. В некоторых странах они стали обязательным предметом воспитания в знатных семействах. В 9-10 столетии нашей эры шахматы появились и на Руси.
Популярность игры была настолько высока, что в 1924 г. была основана специальная организация — World Chess Federation, или сокращенно ФИДЕ. Её день рождения – 20 июля – теперь отмечают во всем мире как Международный день шахмат.
В Наро-Фоминске уже год существует кружок, в котором этой «умной» игре обучают малышей с 4 лет. «В таком возрасте от ребёнка нельзя требовать глубокого осмысления игры – партии обычно довольно простые и незамысловатые, но тем не менее и они учат мыслить, рассуждать, планировать, – рассказывает руководитель кружка Енукян Владимир Ашотович. - Главное во всём этом – изначально преподнести игру так, чтобы заинтересовать ребенка. Он должен полюбить шахматы с первых минут. И после того как заметишь в его глазах искорку – объяснять тактику игры. Но опять же информацией нельзя перегружать, - объясняет тренер. - Нужно попытаться посмотреть на шахматные партии глазами ребёнка».
Многие исследователи говорят, что тем, кто начал заниматься шахматами в раннем детстве, легче даётся понимание и освоение позиционных и комбинационных планов, нежели тем, кто начал играть осознанно.
Каждый родитель мечтает вырастить из своего ребёнка гения, но, конечно, Капабланками и Каспаровыми становятся единицы. Зато развивать ребёнка посредством игры в шахматы вполне реально. Игра познавательна: она расширяет кругозор, учит анализировать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты. Шахматы воспитывают: вырабатывается целеустремленность, выдержка, воля, усидчивость, внимательность и собранность. Ребенок-шахматист становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца и не унывать при неудачах. «Уровень самостоятельности и ответственности за каждый ход в шахматной партии колоссальный. И из-за этого горечь проигрыша очень неприятна. Но я пытаюсь научить не только выигрывать, но и проигрывать тоже. Стойко переносить неудачи. Ведь без этого не будет дальнейшего развития», – объясняет Владимир Ашотович.
Жизнь обычного человека – это череда решений, начиная с банального «брать ли сегодня зонт на работу» до мучительного «в какой ВУЗ закинуть документы». Умение проанализировать ситуацию, просчитать последствия и сделать единственно правильный выбор – ключевой навык для успешной жизни. Даже если ребенок не обладает изначально выдающимися способностями к точным наукам, «правильно поставленное» мышление не раз сослужит службу в течение его жизни.
Наталья Астахова
Комментарии (0)
Добавить комментарий