О реке Протве из русских летописей

 Протва - одна из живописных рек Подмосковья, берёт своё начало из небольшого болота северо-западнее от деревни Мокрое Можайского района. Длина её русла составляет 282 километра. Протекая по Московской и Калужской областям, она вливается чуть выше Серпухова в Оку. В Никоновской летописи Протва упоминается под 1146 годом, когда союзник Юрия Долгорукого черниговский князь Святослав Ольгович, придя в Рязань, а далее вверх по Оке, «и пришед ста на усть Поротвы реки в Любинце». Любинец — это исчезнувший, видимо, в монгольское нашествие город, который находился в устье при впадении Протвы в Оку. В 1147 г. Юрий Долгорукий, ведущий междоусобную войну со Смоленском и Новгородом, направился с дружиной к Торжку, а Святослав Ольгович двинулся вверх по реке Протве в Смоленскую землю. При написании своей книги «История Российская» Василий Татищев пользовался древними манускриптами и летописями, включая и несохранившуюся Раскольничью. Он писал: «Юрий Владимирович, злобствуя на племянников Мстиславичей, неоднократно требовал от новгородцев, чтоб, Мстиславичей выслав, взяли сына его. На что они перед ним оправдывались учиненной клятвой отцу их Мстиславу. За что он, озлобляясь, пошел с войском на области Новгородские. И, придя, вскоре Торжок взял и по Мсте всю область их разорил. Тогда же Святославу Ольговичу велел идти разорять Смоленскую область, который, пойдя вверх по Поротве, взял град Голяд, в котором людей всех пленил». Мы ещё вернёмся к взятому Святославом «граду Голяд», который относился к Смоленску. Продолжая читать строки истории Василия Татищева, узнаём, что Юрий Долгорукий на самом деле был далеко не идеален и вёл совсем не богоугодный образ жизни. И прежде всего, в глазах его подданных, вредило ему пьянство, обжорство и прелюбодеяние с жёнами своих бояр. Последнее и стало причиной убийства владельца Москвы тысяцкого Степана Ивановича Кучки. Татищев пишет: «Между всеми полюбовницами жена тысяцкого суздальского Кучка наиболее им владела, и он (Долгорукий — пр.В.И.), все по ее хотению делал». Когда Юрий пошёл к Торжку, Кучка, взяв свою жену, не смея терпеть поношения в свой адрес от Суздальских бояр, отправился в своё село, на реке Москве, где посадил супругу в заключение. Долгорукий, узнав об этом, оставил Торжок и с малым отрядом быстро двинулся в село Степана Ивановича, где, не допрашивая, убил его, а своего сына Андрея женил на дочери Кучки Улите. Как известно, Юрий Долгорукий был отравлен в Киеве в 1157 г. боярами за очередным его пиршеством. Ну, а его сына Андрея Боголюбского убили бояре — заговорщики Кучковичи в 1174 г. при участии жены Улиты, не стерпевшей якобы многочисленных измен своего мужа.

Следующее упоминание реки Протвы в летописях относится к 1248 г. «Летопись Калужская от отдалённых времён до 1841 года» говорит, что «в 1248 году зимою, когда Миндог Великий Князь Литовский, не довольствуясь Севериею до Карачева отнятую от России Скирмундом, распространял границы свои далее к Москве, Московский князь Изяслав IV, или Михаил Ярославич, прозванный Храбрым, встретил Литовцев на Поротве, сразился с ними и убит. Тело его епископ Кирилл отвёз во Владимир и положил в церкви Пречистыя Богородицы в стене храма соборного». Правда, из других источников и, в частности, верейских краеведов, известно, что Михаил Хоробрит погиб в борьбе с голядью — племенами балтского происхождения, занимавшими верхнее течение рек Протвы и Москвы. Вместе с тем, где находился сам «град Голяд», который захватил Святослав Ольгович ещё в 1147 г. и место гибели Михаила Хоробрита, брата Александра Невского, остаётся не установленным по настоящее время и является многолетней и жаркой темой дискуссий историков. Не отстают от них и краеведы, считая, что «градом Голяд» мог быть Боровск или Вышгород на реке Протве и даже Верея. Но здесь в свою очередь хотелось бы рассказать читателю об одном событии. В 1159 г. Андрей Боголюбский захватил основанный новгородскими купцами Волок Ламский, современный Волоколамск, и решил отпраздновать по этому поводу свадьбу со своим союзником. У Татищева по этому поводу написаны следующие строки: «В то же время отпустил Андрей дочь свою Ростиславу за Святослава Владимировича. И привели оную в Вереища (может, Верея), где брак с веселием многим отправили». Думается, вряд ли, если бы Верея была бы городом балтского племени голядь, Андрей Боголюбский на не подконтрольной ему территории стал бы проводить свадьбу своей дочери. Ну, а вот в «Истории города Москвы» Иван Забелин, известный русский историк, пишет: «Въ последующее время на верху Поротвы существовал Вышгородъ, который в древнее время могъ именоваться Людогощемъ или Людогощью», то есть городом, принадлежащим племени голяди. Видимо, Забелин предположил, что Вышгород на Протве и есть тот самый «град Голяд». Но вот что любопытно: в 1149 г. после занятия Долгоруким Киева его сын Андрей Боголюбский получил от отца Вышгород — резиденцию великих киевских князей, которую он покинул только в 1155 г. И ни Андрей ли Боголюбский дал Вышгороду на Протве, напоминавшему ему по месту киевский Вышгород, в 1159 г. его нынешнее название? Но вместе с тем, по мнению автора этих строк, «град Голяд» мог быть и Борисов — город на Протве, ныне деревня Борисово Можайского района. Как известно, сам Можайск впервые упоминается в летописи под 1231 г. С 1277 г. и до начала XIV века - это удельный город Смоленского княжества. Лишь в 1303 году Можайск вошёл в состав Московского княжества. Лежащая на Протве между Вереёй и Борисовом местность при деревне Митяево, где были найдены курганы вятичей, могла служить границей между племенами голяди, подданных Смоленска и вятичей — союзников Черниговских и Московских князей.

Валерий Ипатов
 
[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий