О Красной Слободе и Верейской церкви Входа в Иерусалим

В своей книге «г.Верея и храмы Наро-Фоминского района» протоиерей Олег Пэнэжко пишет, что прежде ныне существующей здесь верейской церкви  Входа в  Иерусалим на этом месте располагался Спасский Входо–Иерусалимский монастырь, основанный в Красной слободе недалеко от Вереи ещё до 1631 года. В настоящее время уже с давних пор это место входит в территорию города, ну а  прошлое слободы сохранилось лишь в  названии улицы Красная слобода города Вереи.  Слободой в старые времена называли пригородные поселения свободных людей,  посёлок за городом, за городской стеной, своеобразный род посада. Если Заречная слобода в Верее находилась за рекой Протвой, то объяснимо, почему она так называлась. А вот откуда своё название взяла Красная слобода? На этот вопрос автор этих строк от старожилов города и краеведов ответа не получил, кроме «красная – значит красивая». Впрочем,  как и на вопрос, в чём же заключалась её красота.

Сама Красная слобода располагалась в живописном месте на высоком обрывистом берегу реки Протвы. Но, вероятней всего, появилась она лишь после основания  Спасского Входо–Иерусалимского монастыря, т.к. из  истории образования этих обителей известно, что строились они чаще в стороне от городов и сёл. Позднее возле некоторых из них стали появляться поселения – слободы ремесленников и торгового люда, строившие здесь  свои дома,  а точнее, избы. Вместе с тем уже в XVIII в.  при их строительстве взамен старого типа  «волоковых окон» стали устраиваться «красные окошки». В «Историческом и топографическом описании городов Московской губернии» 1787 г. издания есть сведения о применении их в своих домах и жителями Вереи. Само «волоковое окно» представляло собой  продолговатое отверстие, вырубаемое в стене сруба на высоту бревна. А «красным» окно называлось  оттого, что  было лучше волоковых, больше по размерам и имело настоящие рамы — «окончины» со стеклами, которые  часто украшались резными наличниками. Так вот, своё название Красная слобода могла получить благодаря не столько живописности своего местоположения, а скорее всего, своим «красным» или красивым окнам.
Ныне существующая каменная церковь Входа в Иерусалим была построена в 1677 —1679 гг. На закладной доске её западного портала написано: «Божией милостью и благословением Великого Господина и Святейшего Иоакима – Патриарха Московского и всея Руси, при благочестивом Государе, Царе и Великом князе Федоре Алексеевиче всея Великая, Малыя и Белые Руси самодержце, зачата сия Богом созданная церковь Входа Спаса в Иерусалим лета 1677, а строена сия церковь при игумене Андриане и при келаре старце Захарии и при казначее старце Иосифе». Ну, а из «Верейской десятины» братьев Холмогоровых становится известно о назначении  синодальным Казённым приказом 11 сентября 1713 г. игуменом Спасского Входо–Иерусалимского  монастыря игумена патриаршего домового Воскресенского монастыря Ростовского уезда Иннокентия. А в июне 1717 г. уже другой игумен Спасского Входо–Иерусалимского монастыря Павел со своей братией  обратился в Казённый приказ, где объяснял: «1717 г. мая в день в оном монастыре церковь Спаса Вход во Иерусалим каменная холодная без трапезы, а теплой в том монастыре нет, и бывает в том нужда церковной службою с братии зимой порой; а в Верейском уезде, в вотчине князя Петра Алексеевича сына Коркодинова, в селе Тропарева церковь Покрова пр. Богородицы деревянная ветхая и тою церковью поступился вышеупомянутый помещик к нам в монастырь. И дабы указом повелено было: в том селе Тропареве церковь разобрать ветхую, а о разобрании той церкви дать благославенную грамоту, а разобрав, перевести в Верею, в Спасский монастырь и построить в монастыре из оной теплую церковь во имя Николая чуд. и с трапезной».
В селе  Тропарёво, ныне Можайского района, а в прошлом Верейского уезда    с середины XVII в. была усадьба князей Коркодиновых.  Они происходили от владетельных князей смоленских, родоначальником которых был Иван Юрьевич Коркодинов, прибывший из Литвы в 1514 г. на службу к великому князю московскому Василию Ивановичу.  Последним из этого угасшего рода стал стольник князь Петр Алексеевич Коркодинов. По заказу его отца  Алексея Михайловича в 1713 г. в этом селе взамен старой была построена новая каменная  Покровская церковь в стиле московского барокко. Ну, а его сын Петр «поступился» старым деревянным храмом в пользу верейского Спасского Входо–Иерусалимского  монастыря.
В 1728 г. в игумены Спасского Входо–Иерусалимского монастыря был посвящён иеромонах Ефрем.  Но в 1738 г. в канцелярию святого Синода поступило прошение братии Спаса – Входо – Иерусалимского монастыря, от его вкладчиков и крестьян о назначении в игумены этой обители иеродиакона Чудова монастыря Антония, так как  иеромонах Ефрем был лишен священства за блудодейство и монастырь остался без присмотра.
В 1764 г. Екатериной II был подписан Манифест о секуляризации церковных земель, и многие монашеские обители были упразднены, включая и верейский Спасский Входо-Иерусалимский монастырь, а его храмы были обращены в приходские. В конце XIX в. в подклети церкви Входа Господня в Иерусалим был освящён престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Сам храм хоть и является памятником архитектуры XVII в., но в 30-ые годы прошлого столетия был закрыт и подвергнут разрушению. Лишь в 1960-х гг. его пытались реставрировать, были восстановлены главы, крыльцо и позакомарное покрытие (вид покрытия на сводах церкви). Но на этом  реставрация и закончилась. В 2000 г. храм был возвращён верующим. Его стали восстанавливать, и 14 марта 2012 года на  колокольню подняли восемь колоколов. Храм стал обретать новую жизнь. 

Валерий Ипатов
 
[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий