Из истории Верейской церкви Богоявления

 Об истории Вереи, казалось бы, написано немало. Но всё же в её прошлом много ещё «белых пятен», ждущих своих разгадок и описания. Например, в своей книге «г. Верея и храмы Наро-Фоминского района» протоиерей Олег Пэнэжко пишет, что в XVI веке в Верее было семнадцать церквей. Может быть, это ошибка или опечатка, т.к. в «Верейской десятине» братьев Холмогоровых упоминаются всего лишь 6 храмов? При этом речи о седьмой старообрядческой церкви в Верее тогда ещё не было, поскольку на этом месте в прошлом была всего лишь часовня. Может быть, другие были сожжены в Смутное время, поскольку были деревянными и ввиду этого не были упомянуты Холмогоровыми? Но из сохранившихся до настоящего времени верейских храмов наш рассказ пойдёт о церкви Богоявления. Прежде ныне существующего каменного храма на этом месте сначала стояла деревянная церковь «Козьмы и Дамiана». Братья Холмогоровы, ведя своё повествование о ней, писали: «7199 г. (1691) марта въ 30 день, по благославенной грамотѣ, данъ антиминсъ ко освященiю церкви Козьмы и Дамiана города Вереи, что на посадѣ, подъ росписку попа той же церкви Тимофея Ефимова (Патр. пр. кн. 138, л.11)». Современная каменная церковь Богоявления (с приделом святых бессребреников Косьмы и Дамиана), была построена на месте деревянной только в 1777 г. на средства верейских купцов Михаила и Алексея Седельниковых. В 1903 г. настоятелем верейской Богоявленской церкви был назначен Леонид Александрович Прендкович. Он был канонизирован в 2000 г. Архиерейским Собором Русской Православной церкви как священномученик. Родился Леонид Александрович 22 марта 1874 г. в Москве, в семье священника Александра Прендковича. Но его родители рано умерли, и Леонид вместе с братом Иваном жили и воспитывались в семье своей старшей сестры Варвары, которая была замужем за служившим в одном из московских храмов священником Александром Дмитриевичем Харитоновым. Он занимался воспитанием братьев, а затем определил их в семинарию. В 1899 г. Леонид Александрович окончил Московскую духовную семинарию, а через год — курс Московского епархиального училища иконописания. С 26 октября 1899 по 2 июня 1900 г. служил учителем Троице – Ратмановской церковноприходской школы Богородского уезда, откуда был перемещен на должность законоучителя в Юркинскую церковноприходскую школу и затем 4 января 1902 г. — на должность учителя в Верейскую городскую церковноприходскую школу. К этому времени он познакомился со своей будущей женой Анастасией, дочерью священника Петра Соколова, служившего в Богоявленском храме г. Вереи. По окончании Московского института благородных девиц Анастасия Петровна вернулась в Верею и обвенчалась с Леонидом Александровичем. У них было пятеро детей. А в 1903 г., после смерти тестя, настоятеля Богоявленской верейской церкви, Леонид Александрович был рукоположен во священники этого храма. Одновременно отец Леонид продолжал служить законоучителем в Верейских училищах: в пригородном министерском двухклассном училище, в низшей ремесленной школе и в двухклассном приходском женском училище. В память 25-летия существования церковноприходских школ его наградили серебряной медалью на Александровской и двойной Владимирской лентах. С сентября 1904 г. отец Леонид состоял членом Верейского отделения Кирилло-Мефодиевского Братства, а с марта 1911 г. — товарищем председателя Верейского отдела Братства Воскресения Христова. В январе 1913 г. отец Леонид был назначен лектором и заведующим Верейских народных катехизаторских курсов. С 1910 по 1914 год он член благочиннического совета 1-го округа Верейского уезда, а с 1914 г. — духовник священно-церковнослужителей этого округа. В 1907 г. награжден набедренником, в 1913 г. — фиолетовой скуфьей. В 1918 г. во время крестьянского мятежа в Верейском уезде о. Леонид был арестован и некоторое время находился в заключении в качестве заложника. Знавшие отца Леонида вспоминали о нем как о человеке необыкновенно добром. Он был противником применения строгих мер даже в воспитательных целях и никогда не повышал голоса. Как ни тяжело было жить, он никогда не устанавливал цен на требы, и верующие давали, кто сколько мог. В любое время дня и ночи его могли позвать пособоровать или причастить больного, и, хотя он был человеком слабого здоровья, безотказно собирался и шел. 

Отец Леонид всегда ходил по городу в рясе, и во время проводимых советской властью антирелигиозных кампаний мальчишки выкрикивали ему вслед разные прозвища и бросали камни. Верейские власти реквизировали часть его дома и имущества. Прихожане любили своего священника и старались ему помочь, но, боясь преследования властей, делали это тайно. Так, в складчину они купили корову и сено для неё и привели ночью к дому священника. В голодное время лишь благодаря этой корове священник и его семья выжили.
В начале 1937 г. отца Леонида вызвали в НКВД и предложили стать осведомителем. При этом ему пригрозили, что в случае несогласия его арестуют. Отец Леонид отказался. В тот раз его отпустили, но 8 сентября 1937 г. он был арестован и заключен в тюрьму г. Можайска. А 9 сентября арестовали псаломщика Богоявленского храма Алексея Серебренникова. Протоиерей Леонид Прендкович 7 октября 1937 г. был приговорен к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.
Его отправили на лесоразработки, где он вскоре и умер. Псаломщика Серебренникова расстреляли 9 октября 1937 г. Служивший в Богоявленском храме священник о. Сергей Першев 1880 г.р. 10 декабря 1937 г. был расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой.
По материалам братьев Холмогоровых, протоиерея Олега Пэнэжко, игумена Дамаскина (Орловского) подготовил
 Валерий Ипатов
 
[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (1)

валентина иванова
04.01.2024 17:43
"При этом речи о седьмой старообрядческой церкви в Верее тогда ещё не было," - в с. Верея Рязанской губернии жило много старообрядцев

Добавить комментарий