В предыдущем очерке, рассказывая о российском новомученике протоиерее Верейской церкви Илии Пророка Петре Пушкинском, мы упоминали отца и сына Мечевых (Мечёвых), прославленных в лике святых в 2000 г. Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. Это чуть ли не единственный случай, когда отец и сын, оба священники, были причислены к лику святых. Отец Алексей Мечев — как праведник, а его сын Сергий Мечев — как мученик. Об Алексее Мечеве и его сыне мы поведём свой рассказ не только потому, что они были дружны с Петром Пушкинским, но и потому, что неподалёку от церкви Илии Пророка в Верее о. Алексей Мечев купил домик для своей старшей дочери Александры, в котором она жила со своей дочкой. Он и сам часто бывал здесь, отдыхая в летний период. Проводил в храме Илии Пророка богослужения, наставлял обращавшихся к нему верующих. Тем самым и вошёл в историю в то время уездного города Вереи. Здесь же, в Верее, в свой последний приезд он и скончался 9 (22) июня 1923 г. Смерть его наступила сразу же, как только он лёг в постель, и была мгновенной. Похоронили его на Лазаревском кладбище в Москве. Но через десять лет, когда кладбище закрывали из-за застройки Москвы, останки отца Алексея и его жены были перенесены на кладбище «Введенские горы», именовавшееся в народе Немецким. Вся жизнь о. Алексея до самой смерти была посвящена служению Богу. Он родился 17 марта 1859 г. в семье регента (дирижёра) кафедрального Чудовского хора Алексея Ивановича Мечева. Кроме него, в семье Алексея Ивановича и его супруги Александры Дмитриевны был ещё младший сын Тихон и дочь Варвара. Учился Алексей Мечев сначала в Заиконоспасском училище, а затем в Московской духовной семинарии. Был старательным и исполнительным, хотел поступить в университет и сделаться врачом. Однако мать воспротивилась этому, желая, чтобы он стал священником. По окончании семинарии Алексей Мечев стал служить псаломщиком Знаменской церкви. В 1884 г. он женился на дочери псаломщика Анне Петровне Молчановой. А 18 ноября того же года был рукоположен во диакона и стал служить в московской церкви великомученика Георгия в Лубянском проезде. В браке с Анной Петровной у о. Алексея родились дети: дочери Александра (1888) и Анна (1890), сыновья Алексей (1891) — умерший на первом году жизни, Сергей (1892) — будущий мученик и младшая дочь Ольга (1896). С 19 марта 1893 года о. Алексей назначен священником московского храма св. Николая в Клённиках на Маросейке, где прослужил до конца жизни. Это был один из небольших храмов в Москве, с малочисленным количеством прихожан. Несмотря на это, о. Алексей ввёл в церкви ежедневное богослужение и 8 лет служил в пустом храме почти в одиночестве. Однако постепенно он стал получать известность как добрый пастырь, и в храме становилось всё больше прихожан, а со временем сформировалась одна из самых известных в Москве православных общин. По воспоминаниям верующих, его проповеди были просты, искренни, трогали сердце глубиной веры, правдивостью, пониманием жизни. В нижнем жилом этаже храма им была открыта церковно-приходская школа, где был устроен приют для сирот и неимущих. В 1902 г. вследствие тяжёлой болезни скончалась его жена Анна Петровна, смерть которой о. Алексей тяжело переживал. Вместе с тем после встречи со св. Иоанном Кронштадтским получил известность как старец. Он оставался скромным и прозорливым человеком. Часто вёл беседы с прихожанами на темы о житиях святых. В советское время его дважды вызывали на «собеседование» в ОГПУ и запрещали принимать верующих, но из-за тяжёлой болезни репрессиям не подвергали. В мае 1923 г. Алексей Мечев уехал отдыхать в Верею, где и умер. После смерти отца его сын о. Сергий принял под своё пастырское попечение его маросейский приход (церковь Св. Николая в Кленниках на ул. Маросейке). В этот маленький храм стала стекаться вся православная Москва. Маросейский приход был одним из немногих в Москве, который в послереволюционные годы, когда шла борьба с живоцерковниками, сохранял верность Патриарху Тихону. Путь о. Сергия в священники складывался не сразу. После окончания гимназии Сергей поступил сначала на медицинский факультет Московского университета, а затем перевёлся на словесное отделение историко-филологического факультета. Но в 1914 г. оставил учёбу и добровольно поступил братом милосердия в один из санитарных поездов, работавших на фронте. В июне 1916 г. вернулся и продолжил занятия в университете. В 1917 Сергей по окончании университета был призван в армию и служил в Москве, но вскоре его демобилизовали по состоянию здоровья. В 1918 г. он сначала служил в Москве на должности руководителя районного детского сада. Затем педагогом-инструктором по дошкольному воспитанию в дошкольном отделе Наркомпроса. Кроме того, до 1922 г. был секретарём медицинского журнала Мосздрава. И лишь после поездки в Оптину пустынь им в 1919 г. был принят священный сан. Приняв отцовский приход на Маросейке, о. Сергий подвергается первому аресту, но вскоре освобождается. В 1929 г. его арестовывают вновь и направляют на 3 года поселения в Архангельск, а затем в лагерь Свирь (Лодейное поле).После освобождения в 1933 г. его опять арестовывают и приговаривают к 5 годам лагерей. А уже в июле 1941 г. о. Сергия арестовывают как «шпиона» и в 1942 г. расстреливают. Реабилитировали его лишь в 1989 г. Ну, а о дальнейшей судьбе дома Мечевых и их владельцах в Верее автору этих строк пока неизвестно. Может быть, верейцы дополнят?..
19.04.2013, № 16 (387)
Отец и сын Мечевы
По материалам истории РПЦ
подготовил Валерий Ипатов
[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]
Комментарии (0)
Добавить комментарий