Деревня Митяево Наро-Фоминского района входит в состав городского поселения Верея. И располагается в 4-х километрах от Вереи, на правом берегу реки Протвы, по дороге, ведущей к Можайску. Сама эта деревня очень старая и впервые упоминается в духовной грамоте Дмитрия Донского, содержа в себе следующие строки: «А се даю своей княгине: свой примысл … Смоляные с Митяеским починком и с бортью, с Вышегородскими бортники …». Починком в прошлые времена называли заселённое место от имени первого, поселившегося и занимавшегося на нём каким-либо промыслом или ремеслом. Таким образом, Митяевский починок получил своё название от Митяя, начавшего своё дело (почин-начало) и занимавшегося здесь сбором мёда (бортничеством) и смол хвойных деревьев. Бортники, как правило, берегли старые толстые деревья, в которых были дупла, и сами выдалбливали в них отверстия — борти, устраивая в них склады для медовых запасов. А при сборе смолы делались надрезы на стволе дерева, по которым она стекала в приготовленную ёмкость, а затем шла на переработку в смолокурню. Из смолы производили дёготь. С её помощью лечили некоторые заболевания и применяли при бальзамировании. Кроме того, из неё делали ладан, который применялся и используется сейчас в религиозных ритуалах и церемониях. Весь этот «примысл» — промысел как источник доходов Дмитрия Донского, начало которому положил Митяй, по его смерти переходил к жене княгине Евдокии Дмитриевне. В 1408 году Верея и окружающие город сёла были сожжены Ордынским ханом Эдигеем, а в Смутное время эти места были подвержены не меньшему разграблению польско-литовскими интервентами. А ещё большие разрушения принесли Отечественные войны 1812 и Великая Отечественная 1941–1945 годов. Но при всём при этом вызывает восхищение то, что несмотря на все эти невзгоды, когда многие сёла и деревни нынешнего Наро-Фоминского района были стёрты с лица земли, небольшая деревенька Митяево смогла сохраниться до настоящего времени. В 1767 году при межевании земель, проводившихся по Указу Екатерины II, деревня Митяево являлась землевладением Пушкарской слободы Борисова — городка. Старинное село Борисово являлось вотчиной Бориса Годунова ещё задолго до его воцарения. Здесь в 1585–1586 гг. он построил каменную шатровую церковь высотой 74 м во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба. А в 1600 г. по его же велению на этом месте был основан Царь-Борисов городок, построена каменная крепость с четырьмя башнями, выкопаны пруд и рвы. Видимо, деревня Годуново, упомянутая ранее в наших очерках и располагавшаяся недалеко от Борисова и Вереи, своё название получила именно от этого боярского рода. Однако церковь Бориса и Глеба и остатки каменной крепости были разобраны ещё в начале XIX в. Между тем в самой деревне Митяево не было ни каменных храмов, ни дворянских усадеб, которые могли бы оставить свой след в истории села. Но тем не менее местность в Митяево более известна историкам и археологам в связи с обнаружением и вскрытием здесь 22-х курганов. Но конкретного ответа учёных-археологов и антропологов, кому они принадлежат, славянам или другим народностям более раннего времени, пока нет. Не нашёл ответа на этот вопрос автор этих строк и в книге А. А. Формозова «Следопыты земли московской» (издательство «Московский рабочий», 1988 г). Александр Александрович Формозов (1928–2009) — известный советский и российский учёный, археолог, искусствовед и историограф, один из крупнейших специалистов по археологии каменного и бронзового веков; основатель историографии российской археологии. Ведущий научный сотрудник Института археологии РАН. В своей книге, и это касается, в том числе, Митяевских курганов, он пишет: «Центральный вопрос, волновавший всех исследователей курганов, заключался в том, кому же принадлежат эти памятники — славянам или каким-либо другим народам. Из летописей известно, что до вятичей в бассейне Оки жили племена меря и мурома. Они говорили на языках финно-угорской группы, в которую входят и ныне живущие в нашей стране мордва-эрзя и мордва-мокша, коми-зыряне и коми-пермяки, марийцы и удмурты, карелы и эстонцы. Меряне и мурома, находившиеся в дружественных отношениях со славянами и испытывающие воздействие их культуры, постепенно растворились в более многочисленном массиве славянских племён».
08.04.2013, № 14 (385)
Митяево на реке Протве
Но при этом следует рассказать и о другом учёном, который в своей монографии «Курганы вятичей» использовал находки и в Митяево. Это Артемий Владимирович Арциховский (1902–1978) — советский археолог и историк, доктор исторических наук с 1940 года, с 1960 года член-корреспондент АН СССР. Профессор Института философии, литературы и истории МГУ, основатель и руководитель Новгородской археологической экспедиции (1932–1962 гг.). Основной круг его научных интересов — славяно-русская археология, новгородские и московские древности. Известен как первооткрыватель новгородских берестяных грамот. Артемий Владимирович — автор более 100 научных публикаций, и среди них одними из важнейших его работ являются «Курганы вятичей» и «Митяевские литейные формы». В тему аспирантской работы Арциховского «Курганы вятичей» вошли в том числе и находки из митяевских курганов. В них были найдены металлические замки и ключи, указывающие на возникновение частной собственности, а также литейные формы для изготовления женских украшений. Видимо, всё же митяевские курганы Арциховский относил как принадлежащие вятичам. Но к истории этого древнего и славного племени славян мы ещё вернёмся, дорогой читатель, в своих будущих краеведческих очерках.
Валерий Ипатов
[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]
Комментарии (0)
Добавить комментарий