Из прошлого села Сивково Верейского уезда

 По материалам "Верейской десятины братьев Холмогоровых", в начале XVII в. в дворцовой волости Верейского уезда находилась «пустошь Савково, Сивково тожь». В 7160 (1652) году «по челобитью рейтарского строя Ивана Петрова сына Савелова отмерено и отказано ему из дворцовых волостей села Борисова, что остались за раздачей всяких чинов людям, пустошь Артемьева, пустошь Савково, Сивкова тожь». Он устроил здесь усадьбу, построил для себя дом и поселил дворовых людей. Пустошь стала сельцом. Потом им стал владеть его родной брат Тимофей Петрович Савелов и его наследники. Тимофей Петрович был думным дворянином и на протяжении двух лет с 1660 по 1662 годы являлся воеводой в Верее. Род Савеловых происходил от новгородского посадника Ивана Кузьмича Савелова, сторонника Марфы Борецкой, выступавшей в 1470 году за выход Новгорода из-под влияния Москвы. В конце XV в. его выселили из Новгорода и поселили на Можайской земле. Потомки этого дворянского рода, как видно, не угасли и в XVII веке. Из них Иван Петрович Савелов, владелец Сивкова в своём будущем, стал Всероссийским патриархом. Родился он 6 января 1620 г. и назван был Иваном в честь Иоанна Предтечи. В 1654 г. Иван Петрович Савелов участвует в литовском походе под Смоленск, а в это время в Москве умирают от моровой язвы его жена Евфимия и четверо детей. Овдовев в молодые годы, он оставил военную службу и принял монашеский постриг в киевском Межигорском монастыре с именем Иоаким. Видимо, это обстоятельство и послужило тому, что селом Сивково стал владеть его брат Тимофей Петрович. Между тем сам Иван Петрович в 1657 году перешел в новгородский Иверский монастырь. А вскоре его переводят в Москву, где он служил сначала в Андреевском, а затем в Ново-Спасском монастыре. В 1664 г. Иоакима ставят архимандритом московского Чудова монастыря. В 1672 г. назначают митрополитом Новгородским. Вскоре ввиду болезни Патриарха Питирима митрополит Иоаким был вызван в Москву и привлечен к делам Патриаршего управления, а 26 июля 1674 г. был возведен на Первосвятительскую кафедру. Время его патриаршества пришлось на три царствования: Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, соправителей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, а также царевны Софьи. Это было время величайших трудностей и испытаний, стоявших перед церковью и государством. Прежде всего это борьба с расколом, неграмотностью, пороками в церкви, объединение с украинской церковью, борьба со стихией стрелецких бунтов. Его усилия были направлены на борьбу против иностранного влияния на русское общество, которое шло в то время в основном из Польши. В Москве представителями польско-латинской культуры были главным образом выходцы из южной России, которых в столице стало особенно много после воссоединения Украины с Россией в 1654 г. Они хоть и оставались, по сути, вполне православными, но в борьбе против католицизма усвоили внешние приемы латинской схоластики. Кроме этого, малороссияне (украинцы), часто сами того не замечая, под влиянием католицизма допускали некоторые отступления от учения и обрядности православия.

Патриарх Иоаким сумел добиться принятия указа о строгом таможенном «допросе» иностранцев. По его настоянию были высланы из Москвы иезуиты, успевшие уже основать в столице свою школу. Незадолго до кончины он составил духовное завещание с наказом не вводить в России иноземных обычаев. Первосвятитель отличался ревностным, строгим исполнением церковных канонов. Он пересмотрел чины литургии святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, устранил некоторые несоответствия в богослужебной практике. Кроме того, Патриарх Иоаким исправил и издал Типикон (Устав), который и поныне употребляется в Русской Православной Церкви почти в неизменном виде. В области государственного управления Патриарх Иоаким также проявил себя энергичным и последовательным политиком. После смерти царя Феодора Алексеевича в 1682 г. в условиях возникшей смуты в вопросе о престолонаследии Патриарх, активно поддерживая Петра I, выступал посредником между противоборствующими сторонами и применял меры для прекращения стрелецкого восстания. В 1678 г. Патриарх Иоаким расширил число имевшихся в Москве богаделен, содержавшихся на церковные средства. По ходатайству Патриарха в 1681 г. для всех храмов, не имевших земельного надела, велено было отмерить участки из помещичьих и вотчинных земель. Эти и другие меры улучшили материальное положение духовенства. В период предстоятельства Патриарха Иоакима были учреждены Нижегородская, Устюжская, Холмогорская, Тамбовская и Воронежская епархии. Патриарх Иоаким способствовал подчинению Московскому Патриарху Киевской митрополии. По благословению Патриарха Иоакима в 1685 г. братья Иоанникий и Софроний Лихуды основали в Москве духовное училище при Заиконоспасском монастыре. Это училище положило начало Славяно-греко-латинской академии, которая в 1814 г. была преобразована в Московскую духовную академию. Скончался Патриарх Иоаким 17 марта 1690 года и погребен в Успенском соборе.
В настоящее время село Сивково находится на территории Можайского района. С начала XIX в. оно принадлежало князьям Кропоткиным, а в середине столетия князю П. Д. Кропоткину. В 1890 г. — коллежскому регистратору И. И. Вяжлинскому, в 1911 г. — И. Н. Халютину. Из прошлой усадьбы сохранились лишь в виде руин хозяйственное здание начала XX в.; Преображенская церковь 1684–1685 гг. с ампирной колокольней, возведенной в 1828 г. архитектором Д. Г. Григорьевым по завещанию князя П. А. Кропоткина; остатки регулярного парка с прудами. Около церкви есть старые надгробия. После 1917 г. усадьба была разграблена, как и многие другие дворянские усадьбы.
 
Валерий Ипатов
[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий