В 1909 году на средства местного уроженца, настоятеля храма московского Вознесенского монастыря, протоиерея Александра Пшеничникова в селе Дуброво Верейского уезда была создана женская община, а с 1914 — женский Сергиево — Дубровский монастырь. Протоиерей Олег Пэнэжко, автор книги «г. Верея и храмы Наро-Фоминского района», пишет, что в 1893 году по просьбе жителей села Дуброво и на собранные ими средства сын местного священника отец Александр Пшеничников устроил церковно-приходскую школу. Вместе с тем расположенная в селе деревянная церковь Великомученика Димитрия Солунского стала ветхой, в связи с чем отец Александр Пшеничников испросил разрешения построить каменный храм во имя великомученика Димитрия Солунского, который и возвели в 1894 году. Через несколько лет после этого о. Александр купил в версте от Дуброво 42 десятины земли на берегу реки Протвы для устройства Сергиево — Дубровской общины. В 1906 году Российский император Николай II даёт разрешение на принятие Московским епархиальным начальством 42-х десятин земли и каменных домов, пожертвованных протоиереем Вознесенского монастыря Московского Кремля Александром Пшеничниковым для обеспечения богоугодного общежития православных девиц при Дмитриево — Солунской церкви села Дуброво Верейского уезда. Когда в общине его заботами построили каменную церковь Преподобного Сергия Радонежского с приделом Ефросиньи Московской, община была возведена в достоинство женского общежительного монастыря. Святейший Синод указал Дубровскую женскую общину Верейского уезда обратить в женский общежительный Сергиево — Дубровский монастырь. Игуменьей была назначена монахиня Макария. В 1916 году Московским митрополитом Макарием был утверждён составленный о. Александром Пшеничниковым устав обители, в котором подробно излагались правила жизни сестёр монастыря, порядок отправления священником богослужений. В 1918 году на вакансию священника Сергиево — Дубровского монастыря был назначен его основатель, настоятель собора Московского Вознесенского монастыря протоиерей Александр Пшеничников. Монастырь стоял на высоком берегу реки Протвы, окружённый лесом. В нём жили 40 насельниц. Несмотря на то что в 1920-х годах при советской власти он был превращён в сельскохозяйственную артель, свой внутренний образ жизни монастырь продолжал сохранять. Последней настоятельницей этого монастыря была игуменья Олимпиада. В 1926 году после рукоположения в иерея в Сергиево — Дубровский монастырь был направлен священник Сергей Павлович Мансуров (1890–1929). Сергей Павлович был незаурядным человеком и происходил из старого дворянского рода, известного ещё с XIV века. Родился он в 1890 году в Константинополе, где его отец Павел Борисович служил секретарём в Российском посольстве. В 1902 году семья Мансуровых переехала в Москву, где Сергей окончил гимназию и поступил в Московский университет на философское отделение историко-филологического факультета. По окончании университета (1912) ему было предложено остаться на кафедре философии для подготовки к профессорскому званию, но он отказался. В это время в духовной жизни С. П. Мансурова совершился переворот: большое впечатление на него произвела работа Павла Флоренского «Столп и утверждение Истины», в центре внимания которой встал «личный подвиг». Напомню, что Павел Александрович Флоренский известен в нашей отечественной истории и в культуре как православный священник, богослов, религиозный философ, учёный и поэт. (В 1937 г. по приговору особой тройки НКВД Ленинградской области был расстрелян).
15.03.2013, № 11 (382)
Из прошлого Сергиево-Дубровского монастыря Верейского уезда
Осенью 1915 года Сергей Павлович работал в санитарном отряде на Кавказе, где сблизился с графом Юрием Александровичем Олсуфьевым. Юрий Александрович более известен как русский искусствовед и реставратор. Следует сказать, что именно Олсуфьев, работая в мастерской Грабаря, вместо поступившего приказа уничтожить помог сохранить надвратные иконы кремлёвских башен. Как известно, одна из них в 2010 году была обнаружена под сеткой и слоем штукатурки на Спасской башне Кремля. В ноябре 1916 года во время отпуска С. П. Мансуров посетил Оптину Пустынь, где встречался со старцем Анатолием. А летом 1917 г. жил вместе с женой у Олсуфьевых, в Сергиевом Посаде. Тогда вместе с Павлом Флоренским и Юрием Олсуфьевым они работали в Комиссии по охране памятников искусства и старины. В январе 1920 года Мансурова арестовали, и во время заключения он заболевает тифом, а зимой 1922 года обнаруживаются первые признаки туберкулеза. В 1924 году последовал второй арест, длившийся два месяца. А весной 1925 года под угрозой нового ареста Мансуров вместе с женой Марией Фёдоровной в девичестве Самариной, с которой венчался в 1914 году, покинули Сергиев Посад. В начале сентября 1926 года Сергей Павлович Мансуров был посвящён в сан священника под именем отец Сергий и начал службу в Сергиевом женском монастыре около села Дуброво Верейского уезда. Но в начале 1928 года он простудился. Семья Мансуровых вынуждена была снять часть дома в Верее, где о. Сергий и скончался. Ну, а до этого в 1928 году монастырь был разрушен, и на его месте сохранилась лишь лесная поляна и остатки фундаментов.
По материалам истории РПЦ, в том числе и протоиерея Олега Пэнэжко
подготовил Валерий Ипатов
[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]
Комментарии (0)
Добавить комментарий