Николая Чудотворца мѢсто церковное вЪ деревне КолычевѢ СуботинѢ тожЪ

 Село Субботино (Колычево) располагается в 18 км по дороге, ведущей из Вереи Наро-Фоминского района в Медынь Калужской области. В Смутное время это село было полностью сожжено. В писцовых книгах XVII века, включая и исторические материалы братьев Холмогоровых, записано, что в 7134 и 7135 гг. (1626–1627) это село Верейского уезда Руднецкого стана находилось «в порозжих землях поместье Лазаря Семёнова Бородина, что было в поместье за Юрием Пушечниковым, пустошь, что было село, Колычево, Суботино тоже на речке Неговке, а в ней место церковное, что была церковь Николая чудотворцах». В 7177 (1669) г. Лазарево поместье Бородина поместным приказом отдано в поместье Прокофию Лаврентьевичу Воейкову. Он устроил здесь усадьбу, поставил двор и поселил «людей из Минску, литовских городов да бобыльских детей из Переславль Рязанского уезда». Прокофий Лаврентьевич владел селом до 1738 года, а после оно перешло его племянникам Никите, Ивану и Михаилу Ивановичам Воейковым. Корни этого нетитулованного, но старого и многочисленного дворянского рода происходят от Воейка (Прокопия) Войтеговича, выехавшего из Пруссии ещё при Дмитрии Донском. Его потомок в седьмом поколении Григорий Прокофьевич имел 4 сыновей, от которых произошли четыре ветви рода Воейковых. Несмотря на то что из членов первой ветви несколько человек были воеводами в XVII в., подробных сведений о самом Прокофии Лаврентьевиче и его племянниках Никите, Иване и Михаиле Воейковых автору этих строк найти не удалось. Вместе с тем в 1744 году дочь Михаила Ивановича Воейкова Марфа вышла замуж за Петра Александровича Смирнова, который в 1761–1764 гг. построил ныне существующую в Субботино каменную церковь Святителя Николая. Затем этим селом владел Воейков Пётр Петрович (1802–1871) — полковник лейб — гвардии гусарского полка, после отставки действительный статский советник. В 1853–1856 гг. он был верейским уездным, а 1856–1862 гг. московским губернским предводителем дворянства. После него селом владеют его наследники, из них надворный советник Алексей Петрович Воейков (1890 г.), а затем баронесса А. П. фон Вимпфен (1911 г.). Бароны фон Вимпфены, находящиеся на службе у русского царя, были не менее родовиты, чем дворяне Воейковы. Но наш рассказ пойдёт лишь об одном их представителей этого рода епископе Леонтии, в миру Владимире Николаевиче бароне фон Вимпфене, происходившем из дворян Пензенской губернии. По своей матери Любови Петровне Воейковой он был внуком Петра Петровича Воейкова (владельца Субботино), а по отцу — сын барона фон Вимпфена, германского подданного. Судьба преподобного Леонтия, как и судьбы многих священников, после Октябрьской революции 1917 года сложилась трагично. По вере своего отца будущий владыка был крещен в лютеранской церкви с именем Леопольд и уже в сознательном возрасте, под влиянием своей матери, искренне и глубоко верующей православной женщины, перешел в православие и при миропомазании воспринял имя Владимир. Позже и его отец, под влиянием своего сына, перешел из лютеранства в православную веру. В 1896 году Владимир фон Вимпфен окончил Пензенскую мужскую гимназию и поступил в Казанскую духовную академию, где в 1897 году принял монашеский постриг, получив имя Леонтий. В 1898 году он был рукоположен в сан иеродиакона и тут же в сан иеромонаха. Иеромонах Леонтий принимает российское подданство и навсегда связывает свою судьбу с Россией, которая становится его духовной родиной. В 1900 году он окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и был назначен на должность смотрителя Уфимского духовного училища. В 1903 году иеромонах Леонтий был отправлен в Китай в составе Пекинской духовной миссии. Через год он возвратился в Россию и был назначен смотрителем Вольского духовного училища. В 1904 году переведен инспектором Курской духовной семинарии. В 1906 году иеромонах Леонтий был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем посольской церкви в Афинах (Греция). В конце сентября 1914 года состоялась его хиротония в епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. В последующем епископ Леонтий был поочередно назначен на кафедры: Ереванскую викарную Грузинской епархии (с 12 февраля 1915 года); Кустанайскую викарную Оренбургской епархии (с 24 марта 1916 года) и Петровскую викарную Саратовской епархии (с 16 декабря 1916 года). Указом Святого Синода от 5 мая 1917 года епископ Леонтий был уволен с назначением ему местопребывания в Астраханском Покрово-Болдинском монастыре, где 5 сентября 1917 года он был назначен на Енотаевскую викарную кафедру Астраханской епархии. Здесь между епископом Леонтием и архиепископом Митрофаном происходят разногласия из-за вопроса по организации в г. Астрахани и Астраханской епархии «Союза Церковно-Приходских православных общин Астраханской епархии». Здесь, может быть, следует добавить, что смута, происходившая в то время в России, коснулась и внутренней жизни Русской Православной Церкви, ввиду чего и был вызван Указ Святого Синода о его увольнении и назначении в Астрахань. Опасаясь растущего на население Астрахани влияния 5 мая (7 июня) 1919 епископ Леонтий по приказу С. М. Кирова был арестован и обвинён (наряду с архиепископом Митрофаном) в организации белогвардейского заговора, оба были расстреляны.


При подготовке очерка использовались материалы из истории Астраханско — Енотаевской епархии Русской Православной Церкви.

Валерий Ипатов
[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий