Наш рассказ о старце Гефсиманского скита Троице — Сергиевой Лавры иеромонахе Варнаве не случаен, поскольку в селе Наро-Фоминском второй половины XIX века прошли его юность и духовное становление, приведшее к главной цели его жизни — служению Богу. Иеромонах Варнава, а в миру Василий Ильич Меркулов, родился 24 января 1831 года в селе Прудищи Тульской области, в семье крепостных крестьян Ильи и Дарьи Меркуловых, людей добрых и глубоко религиозных. Своего сына они нарекли Василием в честь святого Василия Великого. Мальчик был шустрым и подвижным. Набожные родители отдали его в школу псаломщиков, где тот изучал Часослов и Псалтырь. Спустя некоторое время помещик, владелец крепостных Меркуловых, продает их князю Щербатову в село Наро-Фоминское Московской губернии. Вместе с тем из других источников известно, что семья Меркуловых была продана помещику Скуратову помещиком Тульской губернии Юшковым. Вероятнее всего, что крепостных Меркуловых прежде купил Скуратов для своей фабрики в селе Наро-Фоминское, которую позже продал Щербатовым и, видимо, с крепостными крестьянами, работавшими на ней. Но не это главное в нашем очерке, кто из помещиков купил семью Меркуловых, а главное другое, что именно в селе Наро-Фоминском происходило становление духовного сознания юного Василия Меркулова, выбравшего именно здесь свою будущую стезю. И немалую роль в этом сыграли его частые посещения располагавшейся недалеко от села Наро-Фоминское Троице — Одигитриевской Зосимовой пустыни. Там он проводил всё своё свободное время. Ему нравилась монастырская служба и сама эта тихая обитель. Полюбилась ему и иноческая жизнь. Осваивая слесарное ремесло, а именно помещик приказал обучать его этому, он старался чем-либо помочь монахиням: одной испорченный замок исправит, другой ключ к замку подберёт, а кому-то крючок к двери приделает. Здесь он знакомится с монахом Геронтием, в то время жившим отшельником близ Зосимовой пустыни. Знакомство Василия с Геронтием оказало огромное влияние на изменение его мировоззрения, понимание окружающей жизни. Следует сказать, что среди множества посетителей, искавших совета и руководства в жизни у старца Геронтия, он особенно полюбил и приблизил к себе боголюбивого юного Василия. Именно под влиянием опытного в духовной жизни старца у Василия возникает желание отречься от мирской жизни и всех её суетных радостей. А вскоре происходит одно обстоятельство, послужившее принятию Василием этого кардинального для него решения. Его мать собралась на богомолье в Троице — Сергиеву Лавру и позвала с собой сына. Протоиерей Олег Пэнэжко приводит следующие восторженные слова Василия от её посещения: «Однажды, по окончании службы в Троицком соборе, подошёл я приложиться к мощам преподобного Сергия и, когда прикладывался, почувствовал великую радость на душе. То чувство было тогда для меня необъяснимо, но так сильно охватило меня всего, что я тут же, у раки угодника Божия, окончательно решил, если Богу угодно будет, поступить под кров его обители». В 1851 году Василий в возрасте 20 лет, получив родительское благословение, удалился в обитель преподобного Сергия Радонежского. Вместе с ним в Троице — Сергиеву Лавру, чтобы закончить свою жизнь около мощей Сергия Радонежского, уходит и старец Геронтий. В 1852 году по благословению наместника Лавры Василий переходит в располагавшийся в трех верстах от неё Гефсиманский скит. Здесь он подпадает под духовное влияние старца монаха Даниила Схимовского. В феврале 1856 года Василий получает отпускную грамоту и свободу от своего помещика. В декабре 1857 года он становится послушником. И лишь только спустя десять лет, уже после смерти старца Даниила, он принимает монашеский постриг и с этого времени несет подвиг старчества под именем Варнава («дитя милости, сын утешения»). В 1871 году Варнава рукоположен в иеродиаконы, 10 января 1872-го — в иеромонахи, а еще через некоторое время наместник Лавры утвердил его в звании народного духовника Пещер Гефсиманского скита. С этого момента начинается известность Варнавы среди верующих. За его благословением идут паломники из многих уголков России. Из свидетельств современников, с ним общавшихся, можно найти много примеров прозорливости старца. В январе 1905 года на исповедь к Варнаве ходил сам император-мученик Николай II. Сведения об этом событии отрывочны и кратки, но известно, что старец Варнава не только подтвердил уже известное государю пророчество о предстоявшей ему судьбе, но и благословил его принять эту участь, укрепив в нем волю к несению своего креста, когда Господу угодно будет этот крест на него возложить. При жизни старец Варнава предсказывал будущие гонения за веру и давал прямые и точные указания, как жить в двадцатые, тридцатые и последующие годы. Предсказал он и грядущее возрождение Русской Православной Церкви: «Преследования против веры будут постоянно увеличиваться, неслыханное доныне горе и мрак охватят все и вся, и храмы будут закрыты. Но когда уже невмоготу станет терпеть, то наступит освобождение. И настанет время рассвета. Храмы опять начнут воздвигаться. Перед концом будет рассвет». Старец Варнава скончался в 1906 году, 17 февраля, в дни Великого поста, в пятницу на первой неделе, в самый день памяти Феодора Тирона, за 11 лет до предсказанных им роковых событий. А в 1995 году, в день Собора Радонежских Святых, в Успенском Соборе Московского Кремля Святейшим Патриархом была совершена канонизация иеромонаха Варнавы (Меркулова) в местночтимые святые.
02.03.2013, № 8 (379)
Местночтимый Святой Преподобный Варнава Гефсиманский
По материалам: Гефсиманского Черниговского Скита, мужского монастыря Спаса Нерукотворной пустыни, протоиерея церкви Всех Святых в г. Ликино — Дулево Олега Пэнэжко.
Подготовил Валерий Ипатов
[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]
Комментарии (0)
Добавить комментарий