Навстречу празднику Дня Защитника Отечества

 Приближается 23 февраля. В веренице праздничных дней он с годами незаметно стал не только одним из любимейших, но и одним из главных праздников. Сейчас выше его по своей значимости и популярности только День Победы и новогодний праздник. Даже в те времена, когда День защитника Отечества, или как его раньше называли  День Советской Армии и Военно-Морского флота, еще не был выходным днем, этот праздник был уважаем и любим в народе. Да иначе быть и не могло. Нашей Родине пришлось немало повоевать за многовековую историю. Поэтому люди, охранявшие покой страны, не говоря уже о тех, кто с оружием в руках сражался с врагами за ее честь и независимость, всегда были в почете. Поэтому если бы такого праздника не было – это было бы вопиющей несправедливостью. Особенно если вспомнить тот факт, что в любой войне, где Россия-матушка участвовала, она неизменно несла самые большие людские потери. Будь это война с Наполеоном в 1812 году или война с Японией в 1905 году, не говоря уже о Первой и Второй мировых войнах. Так что человек с ружьем и в форме всегда был в почете на Руси.

Однако этот  праздник, установленный в первые годы Советской власти, был во многом надуман. Увы, Ложь и Правда по земле Русской во все времена шли и идут совсем рядом друг с другом, так что порой сложно разобраться, кто из них кто. Так и в нашем случае: повод для праздника был, а вот события, его обусловившие, оказались выдуманными. 
Люди старшего поколения с детских лет твердо знали, что 23 февраля 1918 года первые вооруженные отряды молодой Советской республики одержали победу над войсками кайзеровской Германии под Псковом и Нарвой. Постепенно этот миф усвоился и другими поколениями россиян. Сейчас этот день, 23 февраля, отмечается еще и как День Воинской Славы – День Победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 г.). Так определено Указом Президента РФ и записано в календаре знаменательных дат России. Абсурд, да и только!
Любой человек, немного разбирающийся в истории своего Отечества, знает, что, согласно Брестскому договору от 3 марта 1918 года, Советская Россия полностью приняла германские условия мира, а именно: обязалась демобилизовать свою армию и уплатить контрибуцию в 6 млрд. марок; от страны Советов отходила территория в 1 млн. кв. км, включая Украину, и т.д. Самое интересное заключается еще и в том, что столь кабальные условия перемирия кайзеровская Германия выдвинула именно 23 февраля 1918 года. Поэтому совсем неумно говорить о своей победе в тот день, когда тебя, в полном смысле слова, поставили на колени!
Правда истории такова, что никаких побед в этот день наша армия под Псковом и Нарвой не одерживала. Дата 23 февраля была выбрана чисто условно. Кстати, подобные факты и в отечественной, и в мировой истории встречаются нередко. В этот день боев под Нарвой вообще не было, а результаты боевых действий под Псковом особенно высокой активностью, как и результатами, не отличались. Мало того, уже 24 февраля кайзеровские войска прорвались к станции Псков-1, а в ночь на 25 февраля захватили центр города, которым полностью овладели 28 февраля. 
Бой под Нарвой с германскими частями имел место вообще только 3 марта 1918 года, в день подписания германского ультиматума, и сложился для наших войск крайне неудачно. К исходу дня части Красной гвардии были вынуждены оставить город. 
Таким образом, ни о каких блистательных победах под Псковом и Нарвой в тот день говорить не приходится. Возможно, кому-то из государственных деятелей Советской России просто понравилось словосочетание городов Псков и Нарва – и все тут. 
Первые годы существования Советской власти никто и не пытался поставить под сомнение достоверность этой даты – не до этого было. Потом наступили времена, когда за подобный вопрос можно было, не раздумывая, «схлопотать» лет 10, а то и 15, и таковых желающих не нашлось. А дальше все, как говорится, пошло по накатанному. Вскоре вся страна уверилась в том, что именно 23 февраля Красная Армия одержала свои первые победы, и эта дата стала днем ее образования. Сохранившиеся архивные документы того периода времени со всей очевидностью подтверждают условность выбора даты 23 февраля в качестве праздника для Красной Армии. 
Дело было так. С целью подъема морального духа войск армии, которая уже почти год вела непрерывные боевые действия, председатель Высшей военной инспекции Красной Армии Николай Ильич Подвойский 10 января 1919 г. внес на рассмотрение Президиума ВЦИК предложение отпраздновать годовщину Красной Армии, приурочив ее к дате 28 января, когда был издан декрет Совнаркома о создании Красной Армии. Подвойский предлагал приурочить празднование к ближайшему воскресенью.
Вообще-то первым законодательным актом Советской власти, провозгласившим создание Красной Армии, явилась написанная В.И. Лениным «Декларация прав трудящегося и  эксплуатируемого народа», утвержденная 25 января 1918 г. III Всероссийским съездом Советов. Декрет об организации РККА был принят Совнаркомом спустя три дня. Во вступительной части этого документа прямо указывалось, что новая армия «явится оплотом Советской власти в настоящем, фундаментом для замены постоянной армии всенародным вооружением в ближайшем будущем и послужит поддержкой для грядущей социалистической революции в Европе»1. 
Предложение Н.И. Подвойского было рассмотрено на заседании ВЦИК 23 января 1919 года, однако никакого решения по данному вопросу не было принято ввиду позднего представления ходатайства и невозможности в столь короткий срок организовать празднование. Однако сама идея понравилась членам ВЦИК, и уже 5 февраля 1919 года газета «Правда» сообщила, что «23 февраля по городам и на фронте будет организовано празднование годовщины создания Красной Армии, исполнившейся 28 января». Таким образом, первая годовщина Красной Армии была приурочена именно ко дню издания декрета Совета Народных Комиссаров от 28 января 1918 года. Однако в качестве дня образования Красной Армии прижилась дата 23 февраля и постепенно укоренилась. Затем кто-то подставил сюда Псков и Нарву. Так сказка стала былью.  
Окончательно эта дата приобрела силу закона только в 1938 году, когда Указом Президиума Верховного Совета ССР от 24 января 1938 года была учреждена юбилейная медаль «ХХ лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии», которая весьма высоко ценилась у военных в предвоенные годы, несмотря на ее, так сказать, юбилейный статус. Дело в том, что этой медалью награждались лица кадрового состава Красной Армии и Военно-Морского Флота, «прослужившие в рядах РККА И ВМФ 20 лет и заслуженные перед Родиной участники Гражданской войны, а также награжденные орденом Красное Знамя за боевые отличия в годы Гражданской войны»2.
С тех пор этот праздник стал набирать свою «силу», меняя только названия: Праздник Рабоче-Крестьянской Красной Армии, затем – День Советской Армии и Военно-морского флота, а с 1993 года – День защитника Отечества. Но как бы он ни назывался, главным действующим лицом этого праздника является человек, готовый в любой момент выступить на защиту своей Родины. 
И ничего нет страшного в том, что подлинная история появления этого праздника совсем иная, чем та, которая десятилетиями вбивалась официальной властью в наше сознание. Страшно, если мы не будем стремиться знать подлинную историю своей Родины и ее армии, которая по праву заслужила в годы Великой Отечественной войны звание армии-победительницы. 
С приближающимся праздником, солдаты Отечества!

1См.: Декреты Советской власти. Т. 1. – М.: ПИ, 1957.  С. 356.
2См.: Сборник законодательных актов о государственных наградах СССР. Положение о юбилейной медали «ХХ лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии». - М.: Известия, 1984. С. 158-159.


Владимир Мельников
[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий