Война и мир Виктора Зеленкина

 «Афганистан не дает забыть себя и через десятилетия», - признается наш герой.


Зеленкин Виктор Владимирович

Родился в 1957 г. в Перми. Окончил Ташкентское танковое командное училище. Служил в Туркменистане, Афганистане, Таджикистане, Германии, Чечне.

Женат, имеет двоих сыновей.


15 февраля исполняется 24 года с того момента, как из республики Афганистан были выведены советские войска. Через огонь этой войны прошли и сотни наших земляков нарофоминцев, многие семьи потеряли своих близких. А тех, кто был там, узнают по непроходящей с годами усталости в глазах.

Если бы Виктору Зеленкину, мальчишке из уральского города Пермь, сказали, что ему придется воевать, он ни за чтобы не поверил бы тому прорицателю. Представить войну в мирное время было трудно. Но стать военным, носить на плечах погоны, защищать Родину он мечтал всегда. И стал им, поступив в 1976 г. в Ташкентское танковое командное училище. 

О том, что в стране происходит что-то не то, курсанты стали догадываться по странному движению рядом с их училищем в г. Чирчик. «У нас там аэродромы были, еще в июне 79-го там появились самолеты, первые батальоны десантников, которых готовили к военным действиям. А еще у нас офицеры были – таджики, узбеки, вот их набирали в мусульманский батальон. Но напрямую, конечно, никто  и ничего не говорил», – вспоминает Виктор Владимирович.

По его словам, примерно в середине декабря с места был снят тот самый мусульманский батальон. Куда он был переведен - никто не знал, правда вскрылась намного позже.  На одном из этажей  казармы, где жили курсанты, разместили военных летчиков. И юноши, будущие офицеры, часто забегали поговорить и узнать всю правду из первых уст.

По окончании училища наш герой остался служить в ТуркВО  в г. Термез. Из таких же, как и Виктор, молодых лейтенантов был создан так называемый офицерский резерв: «Мы привлекались к выполнению многих операций, которые там проходили, вне плановых замен выбывших младших офицеров. Сопровождали колонны с боеприпасами, горючим  до Баграма и Кабула», так как нашей базы в Хайратоне не было.

Стараясь обходить неудобную и тяжелую для себя тему  и отвечая на вопрос о страхе и бесстрашии, Виктор Владимирович отвечает, как и положено офицеру: «Я всегда говорю и по себе знаю, что не страшно только ненормальным людям, а для нормального человека страх – естественное чувство. Самое страшное – это предательство, страшнее этого ничего нет». 

После вывода войск он участвовал в осетинско-ингушском конфликте, выполнял боевые задачи на афганско-таджикской границе. Не обошла его стороной и Чечня.  Но это были совсем другие войны - на своей, российской территории. Порой не совсем понятные приказы, отсутствие слаженности и взаимодействия раздражало. Но много было и схожего. Например, тактика боевиков мало чем отличалась от душманской. И жестокость та же.

Мир для Виктора Владимировича наступил в 2001 г. После тяжелого ранения и долгого лечения приказом Министра обороны РФ он был назначен комендантом Наро-Фоминского территориального гарнизона. Наш герой признается, что его супруге Ларисе Анатольевне, с которой они женаты более тридцати лет, было намного труднее. Она надолго оставалась одна с двумя сыновьями, пока он был «неизвестно где»: «Постоянно уговаривала все бросить, особенно, когда уже была вторая чеченская, всегда говорила: «Что, без тебя не обойдутся, что ли?». 

Сейчас он на мирной должности выполняет обязанности по безопасности большого предприятия в Наро-Фоминске, а его продолжателями стали два сына. Один уже дослужился до звания капитана, а второй только заканчивает академию РВСН. И их  отец, провоевавший всю свою жизнь, желает им только одного – чтобы в жизни его детей был только мир. 

 Ольга Лосева

[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий