Церковное место святых женъ мироносицъ на пустоши,

 «По писцовымъ книгамъ 7134 (1626) года въ Числов стан находилось вотчина Василья Венедиктова Шубина, что ему пожаловал г. ц. и в. к. Михаилъ Федоровичъ всеа Русiи изъ отцовскаго его старинного помстья въ вотчину, пустошь, что было село Василево, Василисино тожъ, на рчк на Исм, что отцу его было дано то село изъ Иванова помстья Чемесова».

Деревня Василисино на речке Исьме и сейчас лежит на дороге, ведущей от Московского Большого кольца через Волчёнки к Верее. Она входит в территорию Волчёнковского сельского поселения. Кстати, и сама в то время деревня Волчёнки получила своё название, видимо, от стольника Волченкова, упоминаемого в Верейской десятине. Ну, а из писцовых книг XVII века знаем, что Василисино прежде, чем было пожаловано Василию Шубину, являлось старой вотчиной отца царя Михаила Романова, Московского патриарха Филарета и при этом являлось церковным местом «святых жён — мироносиц». Для не сведущего в делах церкви читателя, прежде чем продолжить свой рассказ о патриархе Филарете, владельце Василисино, которое перешло к нему от Чемесова, сделав небольшое отступление, объясню, что жёны — мироносицы, по разъяснению служителей Православной Церкви, « те самые женщины, которые по любви к Спасителю принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес. Этот праздник издревле чтился на Руси особо. Родовитые барыни, богатые купчихи, бедные крестьянки вели строго благочестивую жизнь и жили в вере. Основная черта русской праведности — особое, чисто русского склада, целомудрие христианского брака как великого Таинства. Единственная жена единственного мужа — вот жизненный идеал Православной Руси. Другая черта древнерусской праведности — особый «чин» вдовства. Русские княгини второй раз замуж не выходили, хотя Церковь второй брак не запрещала. Многие вдовы постригались и уходили в монастырь после погребения мужа. Русская жена всегда была верна, тиха, милосердна, кротко терпелива, всепрощающа. Святая Церковь чтит в лике святых многих христианских жен. Их образы мы видим на иконах: святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, святая преподобная Мария Египетская и многие-многие другие святые мученицы и преподобные, праведные и блаженные, равноапостольные и исповедницы. Каждая женщина Земли является мироносицей по жизни — несет мир миру, своей семье, домашнему очагу, она рожает детей, является опорой мужу. Православие возвеличивает женщину-мать, женщину всех сословий и народностей. В православной церкви второе воскресенье после Пасхи, а также неделя после него называются неделей жен-мироносиц и являются церковным женским праздником, когда родственники, друзья и дети поздравляют своих близких женщин — супруг, матерей, сестёр. Неделя (воскресенье) жен — мироносиц — это праздник каждой православной христианки, православный женский день».
Но вернёмся к патриарху Филарету. Он родился в 1553 году и принадлежал к одному из видных боярских родов. В миру прозывался Феодор Никитич Романов-Юрьев и являлся племянником Ивана Грозного (сын брата супруги Ивана Грозного Анастасии Романовны). Был широко образован и любим народом, принимал участие в государственных делах, в которых хорошо разбирался. После смерти царя Фёдора Ивановича являлся одним из законных претендентов на русский трон. Но в результате дворцовых интриг Борис Годунов подверг его опале. Затем его постригли в монахи и с именем Филарет отправили в монастырь Святого Антония Сийского, что недалеко от Архангельска. Смирившись и ведя православный аскетический образ жизни, он снискал уважение в церковном мире. После смерти Бориса Годунова его возвели в сан митрополита Ростовского. В Смутное время самозванец Лжедимитрий II, захватив митрополита Филарета в плен, нарек его Патриархом Московским и держал в неволе. В то время Патриарх Гермоген знал это и в своих грамотах писал, что молит Бога о тех, «которые взяты в плен, как и Филарет митрополит и прочие, не своею волею, но чужею». Впоследствии Филарет был назначен на опасную должность духовного главы русского посольства у Сигизмунда III. За отказ писать в Смоленск о сдаче города полякам митрополит Филарет был взят под стражу. Последовали годы томления в польских застенках, почти 9 лет пребывал он в плену и показал такое «крепкостоятельство», что снискал уважение даже у поляков.
Тем временем в 1613 году Земский собор избрал на русское царство Михаила Романова, а за его отцом утвердил титул «нареченного Патриарха». Зная, как дорог царю Михаилу его отец, поляки тянули, выставляли все новые требования, думая, что государь поступится еще чем-нибудь, и медлили с разменом пленника. Но Филарет держался мужественно и неподкупно, написав сыну, что он скорее останется в великом утеснении, но не пожертвует и пядью русской земли. Размен пленных произошел только в 1619 году. Этот плен, соединенный с тяжкими лишениями Филарета, возвысил его в глазах россиян: на него смотрели как на мученика, пострадавшего за Православную веру и за Отечество. Почти сразу же по прибытии митрополита Филарета совершилось избрание и наречение его Патриархом. Патриарх Филарет сделал много полезного для Русской Церкви. Его незаурядная личность заметно повысила престиж и достоинство Патриарха Московского. Патриарх Филарет скончался 1 октября 1633 года. Он сам указал себе преемника — архиепископа Псковского Иоасафа.
Погребен Патриарх Филарет в Успенском соборе Московского Кремля.

Валерий Ипатов
[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий