«По писцовымъ книгамъ 7134 (1626) года въ Числов стан находилось вотчина Василья Венедиктова Шубина, что ему пожаловал г. ц. и в. к. Михаилъ Федоровичъ всеа Русiи изъ отцовскаго его старинного помстья въ вотчину, пустошь, что было село Василево, Василисино тожъ, на рчк на Исм, что отцу его было дано то село изъ Иванова помстья Чемесова».
Деревня Василисино на речке Исьме и сейчас лежит на дороге, ведущей от Московского Большого кольца через Волчёнки к Верее. Она входит в территорию Волчёнковского сельского поселения. Кстати, и сама в то время деревня Волчёнки получила своё название, видимо, от стольника Волченкова, упоминаемого в Верейской десятине. Ну, а из писцовых книг XVII века знаем, что Василисино прежде, чем было пожаловано Василию Шубину, являлось старой вотчиной отца царя Михаила Романова, Московского патриарха Филарета и при этом являлось церковным местом «святых жён — мироносиц». Для не сведущего в делах церкви читателя, прежде чем продолжить свой рассказ о патриархе Филарете, владельце Василисино, которое перешло к нему от Чемесова, сделав небольшое отступление, объясню, что жёны — мироносицы, по разъяснению служителей Православной Церкви, « те самые женщины, которые по любви к Спасителю принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес. Этот праздник издревле чтился на Руси особо. Родовитые барыни, богатые купчихи, бедные крестьянки вели строго благочестивую жизнь и жили в вере. Основная черта русской праведности — особое, чисто русского склада, целомудрие христианского брака как великого Таинства. Единственная жена единственного мужа — вот жизненный идеал Православной Руси. Другая черта древнерусской праведности — особый «чин» вдовства. Русские княгини второй раз замуж не выходили, хотя Церковь второй брак не запрещала. Многие вдовы постригались и уходили в монастырь после погребения мужа. Русская жена всегда была верна, тиха, милосердна, кротко терпелива, всепрощающа. Святая Церковь чтит в лике святых многих христианских жен. Их образы мы видим на иконах: святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, святая преподобная Мария Египетская и многие-многие другие святые мученицы и преподобные, праведные и блаженные, равноапостольные и исповедницы. Каждая женщина Земли является мироносицей по жизни — несет мир миру, своей семье, домашнему очагу, она рожает детей, является опорой мужу. Православие возвеличивает женщину-мать, женщину всех сословий и народностей. В православной церкви второе воскресенье после Пасхи, а также неделя после него называются неделей жен-мироносиц и являются церковным женским праздником, когда родственники, друзья и дети поздравляют своих близких женщин — супруг, матерей, сестёр. Неделя (воскресенье) жен — мироносиц — это праздник каждой православной христианки, православный женский день».
Но вернёмся к патриарху Филарету. Он родился в 1553 году и принадлежал к одному из видных боярских родов. В миру прозывался Феодор Никитич Романов-Юрьев и являлся племянником Ивана Грозного (сын брата супруги Ивана Грозного Анастасии Романовны). Был широко образован и любим народом, принимал участие в государственных делах, в которых хорошо разбирался. После смерти царя Фёдора Ивановича являлся одним из законных претендентов на русский трон. Но в результате дворцовых интриг Борис Годунов подверг его опале. Затем его постригли в монахи и с именем Филарет отправили в монастырь Святого Антония Сийского, что недалеко от Архангельска. Смирившись и ведя православный аскетический образ жизни, он снискал уважение в церковном мире. После смерти Бориса Годунова его возвели в сан митрополита Ростовского. В Смутное время самозванец Лжедимитрий II, захватив митрополита Филарета в плен, нарек его Патриархом Московским и держал в неволе. В то время Патриарх Гермоген знал это и в своих грамотах писал, что молит Бога о тех, «которые взяты в плен, как и Филарет митрополит и прочие, не своею волею, но чужею». Впоследствии Филарет был назначен на опасную должность духовного главы русского посольства у Сигизмунда III. За отказ писать в Смоленск о сдаче города полякам митрополит Филарет был взят под стражу. Последовали годы томления в польских застенках, почти 9 лет пребывал он в плену и показал такое «крепкостоятельство», что снискал уважение даже у поляков.
Тем временем в 1613 году Земский собор избрал на русское царство Михаила Романова, а за его отцом утвердил титул «нареченного Патриарха». Зная, как дорог царю Михаилу его отец, поляки тянули, выставляли все новые требования, думая, что государь поступится еще чем-нибудь, и медлили с разменом пленника. Но Филарет держался мужественно и неподкупно, написав сыну, что он скорее останется в великом утеснении, но не пожертвует и пядью русской земли. Размен пленных произошел только в 1619 году. Этот плен, соединенный с тяжкими лишениями Филарета, возвысил его в глазах россиян: на него смотрели как на мученика, пострадавшего за Православную веру и за Отечество. Почти сразу же по прибытии митрополита Филарета совершилось избрание и наречение его Патриархом. Патриарх Филарет сделал много полезного для Русской Церкви. Его незаурядная личность заметно повысила престиж и достоинство Патриарха Московского. Патриарх Филарет скончался 1 октября 1633 года. Он сам указал себе преемника — архиепископа Псковского Иоасафа.
Погребен Патриарх Филарет в Успенском соборе Московского Кремля.
Валерий Ипатов
Комментарии (0)
Добавить комментарий