В это время южнее Наро-Фоминска

 Не менее ожесточенные бои развернулись утром 1 декабря 1941 года южнее Наро-Фоминска. Здесь, отстаивая каждый метр родной земли, героически сражались с врагом красноармейцы и командиры 110-й и 113-й стрелковых дивизий, 6-го мсп 1-й гв. мсд.

Командование и штаб 33-й армии c первого дня боев уделяли обороне Киевского шоссе самое пристальное внимание. Благодаря кропотливой работе саперов и воинов 6-го мсп, шоссе в районе Наро-Фоминска просто не существовало. На всех перекрестках шоссе с дорогами, которые вели к другим населенным пунктам, были установлены мощные фугасы, возле них постоянно дежурили команды саперов, готовые в любую минуту превратить это место в гигантскую воронку.
Работы по минированию местности в районе Киевского шоссе шли практически ежедневно. Буквально за три дня до немецкого наступления саперами в районе недостроенного на тот момент моста было расставлено 100 противопехотных мин1 , а всего, по данным штаба армии, в районе шоссе было установлено около пяти тысяч противотанковых и противопехотных мин.
В районе совхоза «Красная Пресня», на перекрестке Киевского шоссе и дороги на Наро-Фоминск (начало улицы Московской. Прим. автора), был подготовлен так называемый «огневой вал». По всем опасным участкам был спланирован огонь артиллерии.
Шедшая параллельно шоссе железная дорога Киев — Москва от Наро-Фоминска до Рассудово была полностью разобрана, рельсы сняты, шпалы увезены.
Оборону непосредственно в районе и на подступах к Киевскому шоссе держал 1-й стрелковый батальон 6-го мотострелкового полка. Рубеж обороны батальона проходил по восточному берегу р. Нары от Якунчиковой дачи до Горчухино. В глубине обороны на перекрестке Киевского шоссе и дороги Наро-Фоминск — Атепцево был оборудован противотанковый район № 3, где занимали огневые позиции два танка Т-34 и один Т-26.
В глубине участка обороны 6-го мсп, сразу же за районом обороны 1-го сб, прямо на шоссе у развилки дороги на пионерлагерь находился опорный пункт 6-й стрелковой роты, перед которым было установлено несколько фугасов и довольно глубокое минное поле.
В районе перекрестка Киевского шоссе и дороги Бекасово — Шеломово огневые позиции занимали два танка Т-34 и БТ-7.
Таким образом, оборона Киевского шоссе и всего этого направления в целом была организована достаточно хорошо. Можно даже констатировать, что, исходя из сил и средств, имевшихся в распоряжении командующего 33-й армии, сделать большее просто не представлялось возможным.
Несмотря на то что свой главный удар противник нанес в районе Таширово, его наступление южнее Наро-Фоминска также было продиктовано далеко идущими целями. Предпринявшие здесь наступление 183-я пд 12-го армейского корпуса и 20-я танковая дивизия 57-го моторизованного корпуса также надеялись пробить дорогу немецким войскам на Москву с этого направления.
В ходе ожесточенных боев в конце октября 1941 года противнику удалось сохранить за собой два плацдарма на восточном берегу реки Нары. Плацдармы находились: один — в районе деревни Атепцево, второй — в районе деревни Слизнево. Наши части в октябре — ноябре 1941 года неоднократно предпринимали попытки выбить оттуда противника. Несколько раз эти населенные пункты переходили из рук в руки, но каждый раз последнее слово оставалось за противником.
Обе дивизии, оборонявшиеся южнее Наро-Фоминска, были наименее укомплектованными в армии. Особенно слабой во всех отношениях была 113-я сд. К началу немецкого наступления в ее 1292-м сп было 805 человек, а во всей дивизии насчитывалось немногим более 3 тысяч человек и имелось всего 8 (!) лошадей, вследствие чего бойцы были вынуждены носить снаряды для артиллерии по нескольку километров на руках!
Из оперативной сводки штаба 33-й армии:
«… Доставка боеприпасов на левый фланг армии 110 и 113 СД производится вручную на расстояние 20–25 км» 2.
На 1 декабря 1941 года 363 бойца этой дивизии вообще не имели никакого оружия. В 1290-м сп не было ни одного миномета.
Командир 113-й сд полковник К. И. Миронов докладывал:
«НАЧАЛЬНИКУ ШТАБА 33 АРМИИ
… пополнение в последние дни прибывает почти без всякого вооружения. Так 29.10.41 г. прибыло 210 чел. с одним станковым, одним ручным пулеметом и 29 винтовками.
30.10.41 г. прибыло 85 чел., с 33 винтовками.
Прибывающее без вооружения пополнение деморализующе действует на остальных бойцов дивизии» 3.
Артиллерийская подготовка противника, начатая им в 7 часов 30 минут, по воспоминаниям ветеранов напоминала собой «конец света». Вражеские артиллеристы не жалели снарядов. Огненный смерч бушевал там, где как раз проходил передний край наших подразделений. Надо отдать должное нашему врагу, он всегда старался проложить путь своей пехоте нещадным артиллерийским огнем. Причем огонь его артиллерии почти всегда был предметным: немцы крайне редко вели огонь просто по площадям, как это зачастую делали наши артиллеристы в первый период войны.
И хотя после войны отдельные ветераны говорили о том, что огонь противника не принес им особых потерь, документы свидетельствуют об обратном, да иначе и быть не могло. Небольшие по размеру опорные пункты взводов и рот приняли на себя не одну тонну смертоносного металла. Командир 110-й сд полковник И. И. Матусевич докладывал:
«1287 сп понес значительные потери от артмин огня противника: в 5-й роте из 90 чел. убыло из строя ранеными и убитыми 75 чел…» 4
Южнее Наро-Фоминска противник одновременно нанес два удара: один — силами 183-й пд 20-го армейского корпуса в направлении Атепцево, Савеловка, Могутово в полосе обороны 110-й стрелковой дивизии, второй — силами 20-й тд 57-го моторизованного корпуса в направлении Мельниково, Каменское, Клово, Мачихино в полосе обороны 113-й сд.5 Совместно с частями 183-й пд южнее Наро-Фоминска, непосредственно в районе Киевского шоссе, наступал 9-й мп 3-й мд. С первых минут вражеского наступления особенно ожесточенный бой разгорелся на правом фланге 110-й сд в районе деревни Горчухино и кирпичного завода, где занимал оборону 1-й стрелковый батальон 1287-го сп под командованием старшего лейтенанта Б. М. Кирьякова.Надо отдать должное артиллеристам 971-го ап 110-й сд, которые в период перехода противника в наступление нанесли ему довольно ощутимые потери в живой силе. Завидное хладнокровие и мужество проявил комиссар 1-го артиллерийского дивизиона 971-го ап, участник Гражданской войны В. П. Обысов, заменивший в ходе боя убитого командира орудия С. А. Боронтова. Огнем прямой наводкой из своего орудия он нанес вражеской пехоте очень большие потери, не оставив занимаемую позицию даже тогда, когда был ранен.
Несмотря на прицельный огонь нашей артиллерии, вражеской пехоте все же удалось приблизиться к переднему краю наших подразделений. Завязался тяжелый, кровопролитный бой.

1 ЦАМО РФ, ф. 1044, оп. 1, д. 4, л. 195.
2 Там же, л. 68. 
3 ЦАМО РФ, ф. 388, оп. 8712, д. 6, л. 19.
4 ЦАМО РФ, ф. 388, оп. 8712, д. 9, л. 123.
5 ЦАМО РФ, ф. 208, оп. 2511, д. 219, л. 224.

Владимир Мельников
[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий