Из прошлого Рождествено и Годуново Верейского Уезда

 Село Рождествено на реке Протве и деревня Годуново, находящиеся недалеко от Вереи, упоминаются в Писцовых книгах с XVI века. Располагались они на церковном месте на «пустоши Димитрия Селунского» (правильно Солунского). Сам Димитрий Солунский, живший в III веке нашей эры, известен как Святой Димитрий Мироточец и Димитрий Фессалоникийский. Он был сыном римского проконсула в Фессалониках. Его родители, тайные христиане, крестили сына в домовой церкви и воспитали в соответствии с христианскими устоями. После смерти отца Димитрий был назначен императором Галерием на его место проконсула. Получив назначение, Димитрий проявил себя как открытый христианин, проповедовал в городе христианство и обратил в него многих жителей. Приведённый на суд к императору, Димитрий исповедал себя христианином и был заключён в темницу. После казни тело мученика было ночью погребено солунскими христианами, а его раб Лупп «благовейно взял ризу своего господина, орошенную его честною кровью, в которой омочил и перстень. Сею ризою и перстнем он сотворил много чудес».

В 1592 году царь и великий князь Фёдор Иванович (сын Ивана Грозного) пожаловал Фёдора Ивановича Шереметева своим дворцовым селом Годуновым и деревнями: Рождественою на реке Протве, а также Есаковой, Черленевой, Помогановской, Матусовой, Поддубной. На современных картах, как, впрочем, и на карте Горихвостова Московской провинции 1774 года, таких населённых пунктов уже больше нет, кроме Рождествено и Годуново. Видимо, они были уничтожены ещё в Смутное время. Своё же название деревня Годуново, видимо, получила от одноимённого рода Годуновых, поскольку недалеко от неё и Вереи в селе Борисово была их родовая вотчина. Об этом и ранее писали верейские краеведы.
После смерти царя Фёдора в 1598 году Фёдор Иванович Шереметев среди первых подписал избирательную грамоту на царство Борису Годунову. Но затем примкнул к враждебной Годунову партии Романовых, с которыми по жене состоял в родстве. Разгром сторонников Романовых лишь слегка коснулся его. Он был лишён части имущества и отправлен главным воеводой в Тобольск, где пробыл до 1603 г. После смерти Бориса Годунова Ф. И. Шереметев перешел на сторону самозванца Лжедмитрия I, за что был пожалован последним в бояре. Но по убийству самозванца и избрания на престол Василия Шуйского Ф. И. Шереметев стал служить и ему. После низложения Шуйского Шереметев вместе с патриархом Гермогеном выступил за русского кандидата на царство, но позже высказался за королевича Владислава и, находясь в числе 7 бояр (семибоярщина), участвовал в посольстве к Жолкевскому с предложением российской короны Владиславу. С этих пор Шереметев постоянно держался Владислава и обращался к Сапеге с просьбой наградить его деревеньками. Принимал активное участие в избирательном соборе 1613 г., находился в переписке с Филаретом. Ему приписывают знаменательные слова в письме к В. В. Голицыну: «Выберем-де Мишу Романова, он молод и еще глуп». Подлинность этих слов Шереметева до сих пор составляет предмет спора для многих историков. Фёдор Иванович участвовал во всех важных событиях царствования Михаила Фёдоровича Романова. В 1615 г. ходил с войском освобождать от шведов Псков. В 1617 г. заведовал разбойным приказом. Принимал участие в посольских съездах под Москвой, закончившихся Деулинским перемирием. Впоследствии был одним из участников по заключению вечного Поляновского мира. В 1649 г. принял иноческий чин и назван в постриге Феодосием, а в начале 1650 г. скончался.
В 1635‑36 году Фёдор Иванович Шереметев продал Годуново и Рождествено дьяку Фёдору Васильевичу Кунакову и его внуку Гавриле Ивановичу Баличеву. После Ф. В. Кунакова этими вотчинами владели его сын Григорий, а по его смерти их владелицей стала жена Кунакова Анисья, вышедшая замуж вторым браком за Алексея Чеплукова. В 1667 году село Годуново купил Никита Иванович Шереметев, стольник царя Алексея Михайловича, а после его смерти оно перешло в 1675 году к его вдове Домне Парфентьевне и дочерям Настасье и Марфе. В 1689 г. Годуново было отдано Настасье Никитичне Шереметевой (возможно, в качестве приданого), которая вышла замуж в этом же году за князя Фёдора Алексеевича Голицына. В 1694 году это село было куплено родным братом Фёдора Алексеевича — князем Петром Алексеевичем Голицыным.
Князь Пётр Алексеевич Голицын был старше своего брата Фёдора и дважды женат. От первого брака с Анастасией Ивановной Воротынской у него был сын Василий. От второго брака с Дарьей Лукиничной Ляпуновой у них родились четыре дочери и трое сыновей. Сам Пётр Алексеевич был сначала комнатным стольником царя Петра I, затем губернатором Архангельска, Киева, Риги. С 1705 по 1707 годы был послом в Австрии, а с 1711 года — сенатором. Умер в Киеве.
Его брат Фёдор Алексеевич был ближним комнатным стольником царя Ивана V. В петровские времена — генерал-майор, а затем адмирал-инспектор. Вместе с тем от брака с Настасьей Никитичной Шереметевой детей у них не было, да и умерла она рано, в 1704 году. Вторым браком он женился в 1707 году на Ирине Яковлевне Лобановой–Ростовской, которая родила ему четырёх дочерей: Марью, вышедшую замуж за князя Павла Николаевича Щербатова; Ирину, жена егермейстера, тайного советника Петра Никитича Хитрово; Аграфену, слепую от рождения, и Прасковью, ставшую женой Петра Андреевича Толстого. Пётр Андреевич после смерти в 1774 году Прасковьи Фёдоровны с 1777 года стал верейским помещиком и владельцем Рождествено. Имел от брака сына Алексея, скончавшегося до 1813 года.

Валерий Ипатов
[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий