Сражались насмерть!

 Прежде чем продолжить рассказ о ходе боевых действий севернее Наро-Фоминска, следует отметить, что все годы после войны историки излагали неверную картину развития событий. До последнего времени относился к их числу и автор этих строк. 

Имевшиеся в распоряжении специалистов архивные документы и показания участников тех событий свидетельствовали о том, что только после выхода противника к д. Головеньки немецкое командование решило идти частью сил к Акулово, другой частью – прорываться в район Юшково. Однако это ошибочное мнение. Немецкие документы, хранящиеся в архиве США, со всей очевидностью свидетельствуют о том, что это решение было принято командованием 20-го АК еще в период принятия решения на наступление. В приказе командира 258-й пд генерала Пфлаума  № 116 от 27 ноября черным по белому написано:
«…258-я дивизия, после короткого и массированного удара артиллерии и пехотных орудий, с исходного рубежа - лес, 1 км северо-западнее Таширово, прорывает расположенные перед ней позиции и основной массой дивизии сначала прорывается через Новую, Головеньки, Чупряково в направлении Кутьменёво. 
Действуя из района Кутьменёво, 258-я дивизия  с помощью подвижных сил захватывает переправы через Десну у Бурцево и Юшково и удерживает их до начала дальнейшего наступления на Москву...»
Что касается действий 292-й пд, то ей предписывалось:
«…292-я дивизия действует за 258-й дивизией, повернув севернее на Акулово с целью уничтожения  находящихся на восточном берегу Нары вражеских позиций между Любаново и Детенково и по достижению Акулово поступает в распоряжение 20-го армейского корпуса…»
Противник хорошо продумал план действий еще задолго до наступления.
Воины 222-й сд, несмотря на некоторую растерянность в первые минуты боя, затем не только смогли прийти в себя, но и оказали врагу такое яростное сопротивление, что в итоге вынудили противника отказаться от своей цели – прорваться к Москве с наро-фоминского направления. 
В ходе боя в районе д. Головеньки был взят в плен раненым, в бессознательном состоянии командир 222-й сд полковник М.И. Лещинский. Для сотен бойцов и командиров этот день стал последним в жизни. Столь же ожесточенным был бой и в районе военного городка, и в районе ташировского поворота, и особенно за деревню «Х-дорф». Так немцы называли несколько домов и построек, находившихся в районе пилорамы, расположенной сейчас справа от шоссе Наро-Фоминск – Кубинка на территории одной из воинских частей. Потери врага тоже были очень большими. Из донесений противника известно о нескольких просто удивительных фактах, когда наши окруженные подразделения в свою очередь окружали и уничтожали отдельные группы вражеской пехоты.
В этот день яркую страницу в историю 1-й гвардейской Московской Пролетарской мотострелковой дивизии вписал связист 28-го отдельного батальона связи дивизии сержант Новиков Николай Сергеевич, совершивший беспримерный героический подвиг, навеки вошедший в славную историю наших Вооруженных Сил. Получив задачу восстановить связь с 1289-м сп, сержант Новиков в районе оврага, находящегося несколько западнее Дома Красной Армии, примерно там, где сейчас находится парк военного городка, обнаружил поврежденный осколком снаряда провод, но на исправление повреждения не оставалось времени: совсем рядом показались немецкие солдаты. 
Тогда сержант Новиков закусил зубами концы провода, соединив их таким образом, и начал отстреливаться от наседавшего врага. Гвардеец-связист погиб в неравном бою. Но и мертвым он продолжал выполнять боевую задачу: связь была восстановлена. Некоторое время спустя товарищи, отправившиеся на его поиски, нашли бездыханное тело сержанта,  до конца выполнившего свой воинский долг и после смерти своей обеспечившего выполнение поставленной командиром задачи 1. 
Геройский подвиг совершил в районе военного городка командир роты управления 5-ой тбр лейтенант Н.П. Крохин, который получил приказ найти командира 222-й сд полковника М.И. Лещинского и восстановить с ним связь. При встрече с большой группой противника несколько севернее Дома Красной Армии он смело принял бой и сражался до последнего патрона. За свой подвиг он посмертно был награжден орденом Красного Знамени 2 .
Достигнув д. Головеньки, 478-й пп подполковника Мейера после небольшой передышки и дозагрузки боеприпасами совместно с 191-м дивизионом штурмовых орудий под командованием майора Хофмана-Шёнборна и другими средствами усиления двинулся в направлении Юшково. В 16.30 они были уже в районе Кутьменево, где остановились на ночевку, заняв круговую оборону.
Примерно в это же время, развивая успех частей 258-й пд, 507-й пехотный полк 292-й пд под командованием полковника Ханэ, усиленный батальоном танков 27-го тп, в районе д. Малые Семенычи вышел на шоссе Наро-Фоминск – Кубинка и мимо д. Головеньки устремился к  д. Акулово, посадив часть пехоты десантом на танки. 
Однако как только противник миновал Головеньки, его ожидал неприятный сюрприз. По свидетельству воинов 222-й сд, не успела колонна противника пройти 300 метров, как два головных танка подорвались на минах. Движение колонны застопорилось. 
Интересный факт. По данным противника, на минах подорвалось не два, а большее количество танков. Из журнала боевых действий 292-й пд:
«Вследствие подрыва на минах и фугасных зарядах, большое количество танков с находившейся на них пехотой вышли из строя. Колонна разорвалась. От взрыва один танк разнесло на мельчайшие куски. Вскоре группа Ханэ вступает в бой…»
Кстати, в этот самый момент боя на мине подорвался один из немногих на тот момент кавалеров рыцарского креста, командир одного из подразделений майор Мекке 3. 
Тем не менее противник продолжил движение по направлению к Акулово, двигаясь параллельно шоссе. Получив сообщение о том, что противник, прорвав оборону 222-й сд, продолжил наступление в направлении Акулово, командир 32-й сд полковник В.И. Полосухин смог принять ряд экстренных мер, позволивших усилить оборону в этом районе. 
К исходу дня немецкой пехоте удалось захватить Акулово, но дальше продвинуться врагу не удалось. Все это время  штаб 32-й сд по-прежнему располагался в 500 м северо-восточнее Акулово, а штаб 17-го сп – в 600 метрах севернее этого населенного пункта, не предпринимая даже никакой попытки к перемещению, что укрепляло в бойцах уверенность в своих силах.
В ночь с 1 на 2 декабря командующий группой армий «Центр» генерал-фельдмаршал Г. Клюге передал по радиосвязи:
«258-й и 292-й пехотным дивизиям, 27-му танковому полку и 191-му дивизиону штурмовых орудий за достигнутые 1-го декабря успехи, в особенности за смелый бросок на Кутьменёво объявляю мою благодарность» 4 .

1 ЦАМО РФ, ф. 33, оп. 682524, д. 257, л. 38.
2 ЦАМО РФ, ф. 33, оп. 682524, д. 270, л. 131.
3 В годы Второй мировой войны в танковых дивизиях вермахта рыцарского креста были удостоены 926 человек. Первое награждение было 27 октября 1939 года. Тогда рыцарский крест получил командир 4-й тд генерал-лейтенант Г.Г. Рейнгардт. Прим. автора.
4 См.: Geschichte der 258. Infanterie-Division. Teil 2. - 1978. Kurt Vowinckel Verlag – Neckargemund,. С. 178.

Владимир Мельников
 
[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий