Рассказывая о ходе боевых действий в районе Наро-Фоминска в начале декабря 1941 года, есть смысл подробнее остановиться на характеристике командного состава противника, руководившего тогда войсками. С советских времен повелось так, что, говоря о командирах и военачальниках вермахта, все сводилось к одному определению – «немецко-фашистские захватчики». Да, это был лютый враг, который в своей злобе не щадил никого – ни молодого, ни старого; ни мужчин, ни женщин, - только за то, что они были русскими. Причем усердствовали не только эсэсовские части, как порой пыталась говорить об этом западная пропаганда, но и обычные войсковые подразделения. Вспомните хотя бы великую патриотку нашей Родины Зою Космодемьянскую, которую подвергли нечеловеческим пыткам, а затем казнили по приказу командования одной из вражеских пехотных частей, остановившихся на постой в с. Петрищево.
Этого врага, ступившего на Русскую землю с одной лишь целью – завоевать и поработить наш народ, необходимо было уничтожать любыми средствами: в противном случае одержать над ним победу было бы невозможно. Но это одна сторона медали.
Другая же ее сторона заключается в том, что нам противостоял хорошо подготовленный и обученный противник. Игнорировать, или, как это было на протяжении нескольких десятилетий после войны, утверждать, что мы воевали с глупым и слабым во всех отношениях врагом, неумно. Таким образом, мы просто девальвируем свою Победу, обесцениваем подвиг наших бойцов и командиров. Мы одержали победу над сильной, хорошо обученной и оснащенной армией, во главе которой стояли высококлассные командиры, профессионалы своего дела. Их опыту организации и ведения боевых действий надо отдать должное, ибо тот, кто не стремится сделать правильный вывод из прошлого, обречен вновь пройти дорогой еще более страшных потерь и поражений.
Все генералы вермахта прошли школу Первой мировой войны на различных командных должностях. Почти все были награждены в этот период железными крестами 1-й и 2-й степени. Это лишний раз подчеркивает тот факт, что после окончания Первой мировой войны на службе в рейхсвере были оставлены не только самые грамотные офицеры, но и самые храбрые. Немецкая армия всегда отличалась уровнем подготовки своих командных кадров. Это были настоящие солдаты, знавшие, что такое война, хорошо усвоившие все военные хитрости, умевшие повести за собой подчиненных и пользовавшиеся заслуженным авторитетом в войсках.
Еще в 30-е годы, задолго до начала Второй мировой войны, сотни командиров и военачальников Красной Армии смогли побывать в командировке в Германии и имели возможность воочию наблюдать за организацией боевой учебы в рейхсвере. Многие из них были просто поражены той слаженностью, с которой действовали подразделения в ходе обычных полевых занятий и учений, уровнем подготовки немецких офицеров. И.П. Уборевич, посетивший Германию в бытность им командующим Белорусским военным округом, в своем отчете написал:
«…Немецкие специалисты, в том числе и военного дела, стоят неизмеримо выше нас… Во всяком случае у них многому можно научиться»1.
К еще более впечатляющему выводу пришел командующий Северо-Кавказским военным округом И.П. Белов:
«Когда смотришь, как зверски работают над собой немецкие офицеры от подпоручика до генерала, как работают над подготовкой частей, каких добиваются результатов, болит нутро от сознания нашей слабости. Хочется кричать благим матом о необходимости самой напряженной учебы…»2.
Сделай советское руководство из всего увиденного тогда в Германии должный вывод, можно не сомневаться – начавшаяся в 1941 году война, и особенно ее начальный период, протекали бы явно по другому сценарию. Но мы не любители учиться. Мы любители «наступать на одни и те же грабли», вследствие чего и заплатили столь высокую цену за Победу в войне.
20-м армейским корпусом, которому отводилась главная роль в наступлении под Наро-Фоминском, командовал один из опытных полевых командиров вермахта австриец генерал пехоты Фридрих Матерна. Участник Первой мировой войны, кавалер железных крестов 1-го и 2-го класса. Участник Польской и Французской кампаний, еще в мае 1940 года награжденный Рыцарским железным крестом. Участвовал в боях с частями Красной Армии в районе Белостока, Смоленска и Вязьмы.
Во главе 57-го армейского моторизованного корпуса стоял генерал-лейтенант Фридрих Кирхнер, вступивший в должность всего за две недели до рассматриваемых нами событий. Участник Первой мировой войны, кавалер двух железных крестов. За успешные действия в войне с Францией был награжден Рыцарским крестом.
Командующим 4-й армии был один из известных военачальников гитлеровской Германии генерал-фельдмаршал Г. фон Клюге. Именно под его непосредственным руководством и была разработана операция по наступлению на наро-фоминском направлении. В кругу высших командиров вермахта его считали одним из самых компетентных военачальников и даже дали прозвище «мудрый Ганс».
Ганс Гюнтер фон Клюге родился в семье немецкого генерала 30 октября 1882 года в городе Позен. Участвовал в Первой мировой войне в должности командира батальона и офицера Генерального штаба. За боевые отличия был награжден железным крестом 1-го и 2-го класса. Сделал быструю карьеру при Гитлере, и уже в 1934 году был произведен в генерал-лейтенанты.
Командуя 4-й армией, участвовал в Польской кампании. 1 октября 1939 года был произведен в генерал-полковники. 15 мая 1940 года, после окончания Французской кампании, был награжден Рыцарским крестом, а через два месяца удостоен высшего воинского звания генерал-фельдмаршал.
Активно поддерживал план нападения на СССР. С первых дней войны воевал на советско-германском фронте. Войска под его руководством окружили в районе Белостока крупную группировку войск Красной Армии, взяли Смоленск. Однако когда принималось решение о наступлении на Москву, Клюге категорически выступил против принятия подобного решения.
Несмотря на приверженность к строжайшей дисциплине, что было присуще практически всему высшему командному составу вермахта, Г. фон Клюге отличался весьма независимым характером: ему было свойственно иметь собственное мнение на все происходившее. В частности, он открыто выступал против бесчеловечного обращения с советскими военнопленными.
Позднее, когда в среде немецких военных возникло движение заговорщиков против Гитлера, именно в штабе группы армий «Центр», которой командовал тогда Клюге, свободно действовала влиятельная группа заговорщиков во главе с генералом Х. фон Тресковым. После провала покушения на Гитлера была установлена причастность Клюге к покушению на фюрера. 18 августа 1944 года генерал-фельдмаршал Г. фон Клюге покончил жизнь самоубийством, приняв яд.
Но все это будет потом, а 1 декабря 1941 года генерал-фельдмаршал Г. фон Клюге решительно двинул свои войска вперед, надеясь стать первым немецким военачальником, кому удастся прорваться со своими гренадерами к советской столице.
1РГВА, ф. 33987, оп. 3, д. 87, л. 183.
2РГВА, ф. 33987, оп. 3, д. 348, л. 104.
Владимир Мельников
Комментарии (0)
Добавить комментарий