Бой в окрестностях Таширово

Оправившись от первого удара врага, красноармейцы и командиры 222-й сд мужественно и самоотверженно сражались за каждый метр родной земли. Один из немногих оставшихся в живых непосредственных участников тех событий, почетный гражданин города Наро-Фоминска, полковник в отставке В.В. Мищенко, бывший тогда старшим сержантом, командиром отделения 1-й стрелковой роты 1-го стрелкового батальона 457-го сп рассказывал автору этих строк в декабре 2010 года:
«Наш полк прибыл под Наро-Фоминск сразу же после парада на Красной площади. Холодно было, хотя на дворе был только ноябрь. Сначала расположились в лесу возле деревни Мякишево, а затем уже заняли оборону по реке Нара в районе деревни Новой.
Мы даже еще толком не успели изучить прибывшее накануне пополнение, как противник начал наступление. Бой был жестоким. Паники не было, хотя мы понимали, что наше положение очень сложное: патроны заканчивались, продуктов не было. Это уже потом, когда закончился бой, мы узнали, что противник пытался, разгромив нашу дивизию, прорваться к Москве…»1
Имеющиеся в книге «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» данные о том, что противник в первые же минуты наступления под Таширово ввел в бой около 100 танков2, явно не соответствуют действительности. Ибо в этом, во-первых, не было никакой необходимости, а самое главное – лесистая местность в районе Таширово, Новая, Малые Семенычи, Головеньки явно затруднила бы их маневр и свела на нет преимущество перед нашей пехотой. Максимум, что могло задействовать тогда командование 20-го армейского корпуса противника в этом районе, 15-20 единиц бронетанковой техники. Но и такое количество танков – огромная сила.
Остальные танки противника выдвигались в колонне на некотором удалении от главных сил в ожидании своего часа. Порядок применения бронетехники в ходе наступления был заранее продуман врагом. Главная их задача заключалась в том, чтобы прорваться через полигон в район Юшково-Бурцево-Петровское и захватить там плацдарм, с которого планировалось развить наступление на Москву.
Немецкое командование, разрабатывая план этой операции, выбрало просто идеальное направление для наступления, чему в значительной степени способствовало детальное знание им построения боевого порядка 222-й сд. Ведь враг мог нанести главный удар и в направлении ташировского поворота, расположенного восточнее, что также сулило ему определенные выгоды, однако он нанес его именно в этом месте и именно в направлении Таширово-Новая. Действуя подобным образом, противник не только смог в течение часа разгромить оборонявшийся на его пути относительно малочисленный 479-й сп майора И.Н. Литягина, но и наикратчайшим путем отрезал два других полка дивизии от главных сил.
222-я стрелковая дивизия оказалась в крайне сложном положении. 774-й (командир полка – майор М.И. Илларионов) и 457-й (командир полка – майор З.П. Израилевич) стрелковые полки, занимавшие оборону по рубежу 1 км восточнее детского дома- Бирюлево, искл. Любаново, были вынуждены вести бой с противником, действовавшим с двух направлений: с фронта наступали подразделения 61-го пп 7-й пд, а с тылу – танки и пехота 479-го пп 258-й пд.
Однако противник рано праздновал победу. Командиры подразделений, преодолев смятение и неразбериху первых минут боя, смогли организовать достойный отпор врагу, даже несмотря на то, что боевые порядки батальонов 479-го сп перемешались с боевыми порядками 2-го сб 774-го сп, которым командовал капитан М.Т. Шершепкин. Местами огневой бой переходил в рукопашную схватку.
Успешным действиям 258-й пд противника в начале наступления во многом способствовало и то, что выход противника к переднему краю обороны 222-й сд был настолько стремительным, что артиллерия дивизии и полков не успела даже открыть огонь, как его передовые подразделения уже ворвались на опорные пункты подразделений 222-й сд. И это при условии, что выдвижение танков и пехоты врага было осуществлено по одной единственной дороге, ведущей через лес от деревни Чешково к Таширово, а группировка артиллерии в дивизии была довольно внушительной.
Из промежуточного донесения штаба группы армий «Центр» от 1 декабря 1941 года: «20 армейский корпус…ведет ожесточенную схватку с отчаянно обороняющимся на позициях в лесистой местности неприятелем»3.
Только благодаря мужеству и стойкости воинов 222-й сд, бесстрашно сражавшихся с немецкими захватчиками за каждый метр ташировской земли, командованию 5-й армии удалось буквально за считанные часы организовать  оборону в районе д. Акулово, где в тот момент находилось всего два десятка красноармейцев из состава подразделений обеспечения 32-й сд. Из журнала боевых действий 258-й пд:
«1.12.41 6 часов 50 минут.
В 6 часов 50 минут передовые полки подошли к переправам через Нару. Переправа боевых подразделений была произведена без проблем. Бой за первую линию блиндажей был кратким, но жестоким. Лишь немногие защитники блиндажей сдались без боя. Большинство русских сражалось до конца, а некоторые сдавались, только когда передовые пехотинцы были уже на расстоянии броска гранаты»4.
Очень большие потери, понесенные противником в ходе боя в полосе обороны 222-й сд, впоследствии станут одной из основных причин того, что командование 4-й немецкой армии откажется от активных действий на этом направлении, ибо сил и средств для продолжения наступления у него уже не будет. Об этом командование 20-го армейского корпуса и 4-й армии противника признается несколько позднее в своих донесениях. Но накануне наступления офицеры и солдаты противника пребывали в уверенности, что быстро справятся с противостоящими им подразделениями 33-й армии.
Рано утром 1 декабря командир одного из батальонов 258-й пд противника капитан Крэмер записал в своём дневнике:
«С лихорадочным напряжением ожидали мы этот долгожданный момент, т.к. он означал для нас смену обороны на продолжение наступления на Москву, которое было прекращено в середине октября из-за наступившей распутицы. Чем быстрее мы достигнем окружной железной дороги, тем быстрее наступит время, когда мы, наконец, сможем как-то обустроиться на зиму. С точки зрения оценки климатических условий это было для нас очень важно, т.к. с каждым днём становилось всё холоднее, а вести боевые действия становилось все труднее.
Однажды всё это должно закончиться. «Генерал Зима» - наш самый злейший враг
»5.

1См.: Мельников В.М. Наро-Фоминский прорыв. - М.: Патриот, 2012. С. 94.
2См.: Разгром немецко-фашистских войск под Москвой.  – М: ВИ, 1964. С. 141.
3ЦАМО РФ, ф. 500, оп. 12462, д. 156, л. 6.
4См.: Geschichte der 258. Infanterie-Division. Teil 2. - 1978. Kurt Vowinckel Verlag – Neckargemund,. С. 173
5Там же.

Владимир Мельников

[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий