Троице – Одигитриевская Зосимова Пустынь

Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь была основана в 1826 году монахом Зосимой в миру Захаром Васильевичем Верховским (1768 – 1833) вместе с предавшимися под его духовное окормление 22-мя девицами и вдовицами. Потомок славного дворянского рода, сын смоленского вице-губернатора, наследник земель и деревень, служивший в лейб-гвардейском Преображенском полку, которого ожидала, может быть, блестящая карьера в светской жизни, уже собиравшийся жениться, вдруг  принимает решение стать монахом пустынником и посвятить себя служению Богу. Следует сказать, что путь Захара Верховского к Богу был особенным. Ещё перед его рождением, во время ночной молитвы его отец Василий Данилович услышал голос: «У тебя родится сын; не учи его светским наукам, но лишь Закону Божию». А в детстве мать Анна Ивановна читала вслух ему «жития преподобных пустынников», занимавших его  и которым он старался подражать. В семье Верховских было 3 сына и 6 дочерей. Захар среди них был самым младшим, и начальное образование получил дома. Все братья были определены на военную службу в лейб-гвардии Преображенский полк. Старшие братья внесены в списки полка в 1775 г., а младший Захария  был определен каптенармусом этого полка 1 января 1784 г. Все они служили в Санкт-Петербурге, когда узнали, что 3 апреля 1784 г. скончался их отец. Взяв продолжительный отпуск, они по желанию матери провели полюбовный раздел имения. А через два года после смерти отца скончалась и мать. Уже, будучи монахом, отец Зосима (Захар Верховский) рассказывал, что когда он проезжал верхом мимо церкви своего села, вдруг точно кто рукой толкнул его в грудь, и так сильно, что он пошатнулся на лошади, внятно услышав слова: «Ты сам пойдёшь в монахи». Но ещё в юности Захария из рославльских лесов в имение родителей пришли брянские отшельники под водительством иеромонаха Адриана. Это посещение произвело на него ошеломляющее впечатление, которое не могли затмить потом уже ни богатство и беспечность помещичьей жизни, ни блеск столицы.  Весной 1789 года он отдал своё имение родственникам и в чине поручика вышел в отставку, явился к рославльским пустынникам с намерением остаться у них навсегда. Но старцы отправили его сначала научиться смирению и послушанию в монастырь на Коневец, где в то время жил их наставник отец Адриан. В Коневецком монастыре, на острове Коневец Ладожского озера и начал Захария свой монашеский путь. Там он был пострижен с именем Зосима. Но, когда отец Адриан был отпущен священноначалием на покой в Московский Симонов монастырь, Зосима, а вместе с ним и старец Василиска испросили дозволения искать себе более глубокую пустынь. Покинув в 1799 году Коневец, Божий промысел привёл их в дебри сибирских лесов, в 50-ти верстах от Кузнецка. Здесь они прожили среди дикого сибирского леса 20 лет. К концу 1810-х гг. стали притекать под окормление старцев Василиска и Зосимы также и женщины. Святые отцы не посмели отказать страждущим душам, и в близлежащей деревне Сидоровке образовалась женская общежительная община. Сначала о. Зосима регулярно навещал её, потом удалось исхлопатать в Синоде пустовавший Свято-Николаевский монастырь в Туринске. Так, в 1822 г. было положено начало первой женской обители, устроенной Зосимой по благословлению старца  Василиска. Скончался Василиска 29 декабря 1824 года и погребён возле соборного храма Свято-Николаевского монастыря. В этот монастырь о. Зосима привёз и своих осиротевших племянниц, которые при пострижении в рясофор получили имена Вера и Маргарита. Они стали его верными духовными дочерьми, которые и после смерти своего наставника продолжили монашеское делание и управление вторым монастырём – Троице-Одигритриевской Зосимовой пустынью, так как в Туринском монастыре начались нездоровые отношения в монашеском сообществе. И осенью 1825 г. старец Зосима вынужден был удалиться. Приехав в Москву, он нашёл тёплый приём у святителя Филарета. А зимой прибыли и 22 сестры, которые не захотели оставаться без руководства своего старца. По началу их приютила у себя в доме Мария Семёновна Бахметева, урождённая княжна Львова. Мария Семёновна отдала в распоряжении общины часть земли на своей даче в Верейском уезде. Так начала своё существование новая обитель, названная старцем Одигритриевской и ставшая впоследствии Троице-Одигритриевским монастырём. Днём его основания следует считать 21 ноября по старому и 4 декабря по новому стилю 1826 года. Но высочайшее утверждение обители в статусе монастыря произошло лишь 3 марта 1856 года.
Старец Зосима скончался 24 октября 1833 года, приняв до своей смерти схиму. Общежитие было утверждено по ходатайству преосвященного Филарета в 1841 г., и первой настоятельницей стала матушка Вера (Верховская), племянница старца. Второй игуменьей монастыря была Афанасия Качалова из дворян Калужской губернии. Третьей – внучатая  племянница старца Зосимы матушка Магдалина, при которой монастырь приобрёл подворье в Москве. Четвёртой – игуменья София (Мария Никоноровна Быкова), которая расширила эти подворья и построила двухэтажные кирпичные корпуса. Следующей была игуменья Афанасия, в миру Александра Григорьевна Лепёшкина. В мае 1931 года она была арестована и сослана этапом в Казахстан, где и скончалась. В 1928 году монастырь был закрыт и в нём располагался инвалидный дом.
С инициативой возвращения монастыря Православной Церкви выступила праправнучатая племянница старца Зосимы Людмила Верховская. И 7 марта 2000 г. Священный Синод принял решение об открытии Троице – Одигитриевской Зосимовой пустыни в качестве самостоятельного монастыря.
Литература:  протоирей О.Пэнэжко «г.Верея и храмы Наро-Фоминского района».

Валерий Ипатов

[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий