«ЦГ» побывал на встрече с известным кинорежиссером Милчо Манчевски
Факты из творческой автобиографии Милчо Манчевски:
Дата рождения: 17.10.1959.
Написал сценарий и снял художественные фильмы «Перед дождем» (1994), «Пыль» (2001), «Тени» (2007) и «Матери» (2011), более 50 в коротких формах. Он также провел две выставки фотографий, произведений художественной литературы и искусства перформанса. Фильм «Перед дождем» выиграл один из главных призов киноакадемиков, включая «Золотого льва» за лучший фильм в Венеции, FIPRESCI и ЮНЕСКО. Нью-Йорк Таймс включил «Перед дождем» в список лучших фильмов 1000, когда-либо сделанных в мире. Его фильмы являются частью учебных программ во многих университетах мира. Манчевски читает лекции в ряде университетов кинематографии, художественных музеях и художественных институтов.
В декабре столицу нашей Родины, а именно ВГИК, главную кузницу кинокадров, посетил известный американский кинематографист Милчо Манчевски. Его фильмы неоднократно завоевывали награды на различных международных кинофестивалях и демонстрировались на экранных площадках более чем двухсот фестивалей в пятидесяти странах мира. В Москву режиссер, сценарист и актер приехал для подготовки и реализации уникального проекта по созданию короткометражных фильмов с использованием опыта киноиндустрии и профессионального образования США совместно со ВГИК. В числе аккредитованных на брифинг СМИ попал и «ЦГ». Во встрече участвовали телеканал «Культура», Russian BBC service, журнал «Столичный стиль» и другие – киномэтр ответил на все вопросы журналистов.
-Сегодня зритель все чаще поворачивается в сторону европейского кино, поскольку блокбастеры успели надоесть. Но интеллектуальное кино на больших экранах и в прокате не встретишь. Как Вы считаете, можно ли сделать авторское кино окупаемым?
-Я надеюсь на это. Было бы хорошо, если бы артхаузное кино могло приносить доход. У некоторых режиссеров это получается, а у некоторых - нет. Но дело не только в деньгах. Некоторые вещи просто не продаются. Такое кино нужно людям, поэтому мы его финансируем. Я считаю, что высокое искусство и культура — это то, что необходимо человечеству. Поэтому оно не должно измеряться мерками рынка. Конечно, кино – это очень дорогая игрушка, поэтому кинематографисты должны нести ответственность за то, что делают. Большую ответственность за те деньги, которые даются на расходы. Но я против того, чтобы кино рассматривалось только как предприятие, приносящее прибыль. Красота, которую может создать хорошее искусство, и то, что оно делает для человеческой души, бесценны.
-Почему появилась идея поехать именно в Россию?
-Это была идея ВГИК. Для меня это хорошая возможность увидеть российскую киношколу, о которой я так много слышал, а также впервые увидеть Россию. Я много путешествую, иногда в связи с работой режиссера, иногда, чтобы сделать интересные фотографии. Но, к сожалению, раньше я никогда не был в России. Это прекрасная возможность посмотреть страну и поработать с молодыми кинематографистами, познакомиться с будущими Тарковскими.
-Вы любите российское киноискусство?
-Я очень люблю Тарковского. Это один из величайших режиссеров. К сожалению, я не очень хорошо знаком с тем, что производит российский кинематограф. Должен признаться, что не смотрю много фильмов. Я предпочитаю ходить в музеи и читать книги. Или смотреть баскетбол NBA, ведь когда смотришь такую игру, вначале никогда не знаешь, чем все кончится, в отличие от многих фильмов.
-Что бы Вы могли посоветовать молодым режиссерам, которые делают первые шаги в профессии?
-У меня будет два совета. Один о кино, другой о финансовой стороне. Когда речь идет о киноискусстве, молодой режиссер должен следовать своему сердцу, и это гораздо сложнее, чем кажется, ведь существует очень большой соблазн продаться. А другой важный момент - это то, что они действительно должны знать свое ремесло. Кино – это искусство, где профессионализм и техника крайне важны. Этому нужно учиться и практиковаться, как в игре на фортепиано. Что касается финансовой стороны, мой совет: нужно быть скромным и хватким. И, конечно, не поддаться мании величия, по крайней мере, не слишком рано.
-Что Вы думаете о широком распространении непрофессионального документального кино, особенно том, которое делают молодые люди?
-Если фильм хороший, то замечательно. Мне, собственно, все равно, какая техника используется. Не важно, кто делает фильм. Главное – сама работа, произведение искусства. Прекрасно, что это искусство стало более демократичным, потому что теперь мы не зависим от нескольких бюрократов, которые распределяют деньги. Несколько лет назад, в Нью-Йоркском университете, у меня был студент из Грузии, который сделал потрясающий фильм с помощью мобильного телефона, до того, как это стало модным. То, что кино сейчас широко распространяется, приводит к возникновению нового мышления. Мне очень интересно, какими будут результаты этого нового мышления.
-Что самое сложное в профессии режиссера?
-Если мы говорим о хороших фильмах, самое трудное – дать душу тому, что ее не имеет. Вторая сложность – это деньги и техника и то, как ты с этим будешь обращаться. Я завидую живописцам, ведь все, что им нужно – это холст и краски. Даже если никто не увидит эту картину – главное, вы ее создали, а будучи режиссером, вам нужно обязательно продать свою идею, а потом ее воплотить.
-Вы надеетесь вынести что-то новое из знакомства с нашей страной и, может быть, воплотить в своих фильмах?
-Мой опыт – это лишь небольшой контакт с русской культурой, я хочу увидеть, о чем и как думают молодые российские кинематографисты. Это уже и есть обмен. Насколько широко потом это распространится — сказать не могу.
После брифинга поклонников таланта ждал сюрприз – фильм Манчевски «Пыль», который демонстрировался на открытии Венецианского кинофестиваля, и творческая встреча, где зрители имели возможность задать режиссеру вопросы. Очень хочется, чтобы хорошее, интересное, «нештампованное» кино находило все больше почитателей, а такие демократичные встречи с его авторами случались чаще!
Людмила Фоканова
Комментарии (0)
Добавить комментарий