О Голициных - владельцах Головково

Головково в 1624–1625 годах — пустошь, находившаяся в Звенигородском уезде Угожского стана, в 1680 году упразднённого. Принадлежала она Ивану Гавриловичу Юрлову. Позднее стала собственностью князя Ивана Алексеевича Голицына, который построил здесь в 1701 году церковь во имя Николая Чудотворца, отчего Головково получило по церкви название Никольское. Но название Головково за этим селением сохранилось и по настоящее время. Рядом с Головково в 1705 году была деревня Ратчево, в настоящее время Радчино, на речке Тарусе, а в пяти километрах — Семёновичи, сейчас Большие Семёнычи на речке Наре, с 19-ю крестьянскими дворами, которые также принадлежали И. А. Голицыну. Среди князей Голицыных было немало знаменитых в нашей отечественной истории представителей этого рода. Но князь Иван Алексеевич Голицын (1658–1729) был более известен по своему старшему брату Борису Алексеевичу Голицыну, который был воспитателем юного Петра I и руководителем Приказа Казанского дворца. Вместе с тем в 1684 году Иван Алексеевич исполнял должность комнатного стольника царя Ивана V, который скончался в 1696 году. Исследователи княжеского рода Голицыных пишут, что Иван Алексеевич был человеком мягким, тихим и богомольным. Он никогда не занимал в петровское время высоких государственных должностей. Сам Петр I, будучи весьма строг к дворянам и требуя от них обязательной службы на государевом поприще, к Ивану Алексеевичу относился снисходительно и не привлекал его даже к воинской службе. Вместе с тем его жена Анастасия Петровна Голицына, в девичестве Прозоровская, была близкой подругой Марты Скавронской (Екатерины Алексеевны) — будущей жены Петра I, ставшей после его смерти императрицей Екатериной I. Голицына находилась при ней во всех поездках и путешествиях. Знаком особого доверия, оказанного ей, было её участие с немногими свидетелями на свадьбе Екатерины Алексеевны и Петра I, отношения с которым у нее, судя по их переписке, были довольно тёплые. Царь Пётр в своих письмах к ней звал её “дочкой”, а затем дал ей титул “светлейшей княгини”. Кроме того, А. П. Голицына была одной из немногих женщин, причисленных к составу учрежденного Петром шутовского “сумасброднейшего, всешутейшего и всепьянейшего собора”, и даже называлась “князь-игуменьей”. Анастасии Петровне приходилось наравне с мужчинами участвовать во всех мероприятиях этого «всешутейшего собора», в том числе и в бурных застольях, переходящих в элементарные попойки. Она много пила, умела шутить, но совершенно была невоздержанна на язык, за что и поплатилась. По делу царевича Алексея за недоносительство была бита батогами и отправлена к мужу князю Ивану Голицыну. Но он, в силу своего характера не принимавший участия в светских мероприятиях и, видимо, не одобрявший поведение своей супруги, отправил жену в дом её отца. Однако благодаря ей И. А. Голицын получил повышение и в последние годы жизни значился не стольником, а боярином, представителем высшей придворной иерархии. Здесь хочу заметить, что звание боярин, несмотря на создание Сената и Коллегий, формально царём Петром I не отменялось. Анастасия Петровна вернулась ко двору в 1722 году, а в 1724 году во время коронации Екатерины была назначена статс-дамой. В 1725 году породнилась с императорской семьёй, женив своего старшего сына Фёдора на кузине Петра I — Марии Львовне Нарышкиной. После смерти императрицы Екатерины I была уволена на покой в Москву. Скончалась Анастасия Петровна Голицына 10 марта 1729 года, а вскоре 17 апреля 1729 года скончался и её муж князь Иван Алексеевич Голицын. Супруги были похоронены в московском Богоявленском монастыре. За год до кончины четы Голицыных, по возвращении в Россию из-за границы художника-портретиста Андрея Матвеева, князь Иван Алексеевич Голицын заказал ему в 1728 году парные портреты его самого и жены. Матвеев был популярным художником-портретистом среди высшего аристократического общества того времени. Особое место в его творчестве занимает портрет Петра I, где он изображён в латах. Поэтому и парадный портрет И. А. Голицына, также изображённого в латах, был традиционен. А вот портрет Анастасии Петровны — женщины неординарной, весьма интересен. Когда он создавался, Анастасии Петровне было уже очень много лет. Исследователи, писавшие об этом портрете, считали, что Матвееву удалось передать характер модели — «бабы пьяной и глупой». Однако нельзя не согласиться с мнением других искусствоведов, считающих, что характеристика Матвеева значительно богаче. При всей парадности и роскоши аксессуаров (красное платье, сколотое золотой брошью, драгоценные камни застежки, скрепляющей коричневую бархатную накидку-плащ, бриллиантовая оправа миниатюры с изображением царя) на портрете представлена женщина, прожившая жизнь, полную унижений. По воле Петра она была шутихой Екатерины I. Андрею Матвееву удалось передать в лице Голицыной выражение недоумения, обиды и жалобы. Взгляд ее представляется не надменным, как пишут некоторые исследователи, а грустным и усталым, в лице — тончайшая смесь брюзгливости и почти детской незащищенности. Не осуждение, а сочувствие к изображенной модели передал нам художник. И в целом создается не категорическая характеристика, а как бы приглашение к размышлению. Вместе с тем, продолжая тему о селе Головково, из исторических материалов братьев Холмогоровых следует, что «князь Иванъ Алексеечь Голицынъ вотчину — село Головково въ 1720 г. при жизни отдалъ во владнiе меньшому сыну Алексию, а отъ него перешло къ сыну Петру Алекс. Голицыну и за нимъ оно состояло въ 1762 году». Следует добавить, что кроме Головково и прилегающей к нему округе Голицыным принадлежали Таширово и Любаново на реке Наре. Но об этом в другой раз.


Валерий Ипатов
[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий