В 1804 году при Московском университете было основано Московское общество истории и древностей Российских, в которое вошли историки, архивисты и археографы, и среди них: Н.М. Карамзин, Н.Н. Бантыш-Каменский, А.Ф. Малиновский, К.Ф. Калайдович, А.И. Мусин-Пушкин и др. В XIX — начале XX вв. это Московское общество истории и древностей объединяло большую часть русских историков и археографов, а также собирателей рукописей. Оно издавало «Записки и труды», «Русский исторический сборник», «Русские достопамятности», «Чтения МОИДР» и др., где было опубликовано огромное количество разнообразных источников, а также исследований по русской истории. Среди них уникальный труд о территории и населении земель Патриаршей области. Назывался он «Исторические материалы о церквах и сёлах XVI-XVIII вв.» и состоял из 11 выпусков. Это издание было составлено по материалам московского архива Министерства юстиции братьями В. И. и Г. И. Холмогоровыми. За основу разделения материалов по выпускам были взяты десятины Патриаршей области (десятина – единица церковно-административного деления XVI-XVII вв.). Серия книг была издана за период с 1881 по 1913 годы. Это ценнейший источник краеведческих изысканий по Московской губернии. Рассказ автора этих строк пойдёт о Верейской десятине, по материалам, опубликованным братьями Холмогоровыми в 11 выпуске, и, в первую очередь, о церкви Христова с приделами Покрова Пресвятой Богородицы и святого Пророка Ильи в селе Ильинское. В 7132 (1624) и 7133 (1625) годах в Верейском уезде Крапивинского стана находилась «в порозжих землях пустошь, что было сельцо Ильинское, на речке Руде». В 1643 году эта пустошь Поместным приказом была отдана во владение Ивану Степановичу Слепушкину. Он устроил здесь для себя усадьбу и поселил крестьян. Затем примерно в 1650 году построил деревянную церковь во имя Святого пророка Ильи. Святой пророк Илья в народном календаре – мифический персонаж. День Святого Ильи празднуют все крестьяне. Известно, что Святой Илья владеет дождями, градом, молнией, громом и огнем. Все грозовые дожди посланы на поля тех людей, которые работают в этот день. В прошлом день Святого Ильи праздновали 3 дня. Свидетельства о том, что люди празднуют этот день и не работают, есть и в одной из многочисленных легенд, связанных с днем Святого Ильи. Говорят, что когда Бог создал мир, отдал землю Дьяволу, чтобы тот был послушным. Святой Илья просил Бога дать ему права и силу над дьяволом. Бог дал ему колесницу и четырех коней, удар молнией и гром. Когда Святой Илья спустил гром и молнию на чертей, произошло сильное землетрясение. Тогда Бог наказал Святого Илью и отнял у него ногу и руку, чтоб он не загубил весь мир. Черти пробовали спастись от грозного Ильи, прячась в животных (собак, кошек), в дуплах деревьев, под порогами домов. Св. Илья ударял молнией везде, где прятался дьявол. Люди крестились во время сильных грозовых дождей, зная, что Бог приказал Святому Илье бить молнией везде, только не на крест. И сегодня люди продолжают соблюдать эту традицию, креститься во время грозовых дождей и класть лопату и кочергу крестом на пороге дома, чтобы их не ударила молния. Когда идет грозовой дождь, нельзя стоять под высокими деревьями, особенно под дубом, чтобы не ударила молния. В прошлом в ночь на Святого Илью девушки ходили на поле, где росла конопля, раздевались и валялись в ней. Ночью, если им снилась зеленая конопля, это означало, что выйдут замуж за молодого парня, если же им снилась сухая конопля, это было знамением, что выйдут замуж за пожилого. Как и на другие праздники, на Святого Илью люди поминают умершие души, особенно детей. Они дают детям за «поману» яблоки, потому что яблоки считаются символом жизни, добра и зла. В прошлом до Cвятого Ильи не ели яблоки и груши, только после того, как их освящали. Сегодня эту традицию молодые не особо соблюдают. Продолжая очерк об Ильинском, следует сказать, что село Ильинское после Ивана Степановича Слепушкина досталось его сыну Никифору после раздела с его родным братом Иваном, и за ним оно утверждено отказной книгой, в которой упоминается «в селе церковь Покрова пречистой Богородицы да в приделе престол Ильи деревянная шатровая». В 1717 году Никифору Ивановичу вместо деревянной церкви поручается построить новую каменную, о чём в книге патриаршего Казённого приказа записано: «сентября … запечатанъ указъ о строенiи церкви, по челобитью стольника Никифора Иванова сына Слeпушкина, велeно ему въ Верейском уeздe, въ вотчинe ево, въ селe Ильинскомъ, вмeсто ветхой древянной церкви, построить вновь каменную Богородицы да пророка Илiи», которая и была построена в 1725 году. В 1727 году Никифор Иванович отдал село Ильинское во владение своему племяннику Ивану Петровичу Слепушкину. Затем оно переходит помещице-вдове Марье Степановне Белеутовой, которая уже в 1795 году продаёт его Аграфене Семёновне Майоровой. У неё в 1797 году Ильинское покупает Фёдор Андреевич Андреев, а он, в свою очередь, в 1799 году продаёт его вместе с деревней Кобяково гвардии капитану Дмитрию Петровичу Смирнову. В середине и половине XIX века село Ильинское переходит по родству – полковнику П.П. Воейкову и его наследникам, в 1911 г. – И.М. Матвееву. В нынешнее время церковь Рождества Христова сохранилась в полуразрушенном виде. Сохранились и остатки заросшего пейзажного парка из смешанных пород деревьев.
10.12.2012, № 49 (368)
Ильинское Верейского уезда
Валерий Ипатов
[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]
Комментарии (0)
Добавить комментарий