О купелицах Верейского уезда

В нынешнее время деревня Купелицы, а в прошлом село, входит в Волчёнковское поселение Наро-Фоминского района. В нем проживает коренных жителей не более, чем пальцев на одной руке. Основную часть жителей деревни составляют проживающие наследники и лица, приобретшие здесь дом под дачное жительство. Откуда взяла своё название эта деревня —  сказать трудно. Если название многих селений Наро-Фоминского района, например, таких как Слепушкино, Загряжское, Афинеево, Бурцево, Юшково, Алексеевка, Пашково и других, объяснить можно, поскольку они принадлежали одноимённым вотчинникам и землевладельцам, о чём на страницах нашей газеты мы уже вели рассказ, то дать объяснение названию Купелицы сложнее.

Купелицы /Купелица/ по «Толковому словарю живого великорусского языка» Владимира Даля значит «купель или купальный водоём», «сосуд для погружения крещаемого». Несмотря на то что в Верейском уезде и Вышегородской волости по бассейну реки Протвы  немало оздоровительных минеральных источников, о которых мало кто из современников знает, в Купелицах ничего подобного нет, кроме заросшего старого пруда, который ну никак к купели не отнесёшь. Вместе с тем следует сказать, что в 1637 году село Купелицы было вотчиной Вознесенского кремлёвского девичьего монастыря. А в нём было церковное место, на котором стояла деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Вознесенский монастырь был одним из самых почитаемых монастырей России и являлся усыпальницей великих княгинь и цариц с 1407 года до XVIII века. Он находился около Спасской башни слева и почти вплотную примыкал к кремлевской стене.  Русский историк и археолог Иван Егорович Забелин, автор книги «История города Москвы», писал в ней: «О Вознесенском монастыре летописцы впервые упоминают ещё в 1386 г., когда в нём был погребён какой-то Семеон Яма, человек, почему-либо значительный, если удостоился летописной памяти. Однако в одном из списков Никоновской летописи значится, что этот Яма был погребён в монастыре св. Афанасия, т.е. на Кирилловском подворье, что, может быть, и вероятнее. Как бы ни было, но основание монастыря приписывают супруге вел. кн. Дмитрия Донского, Евдокии, вступившей в брак с вел. князем в 1365 г. и скончавшейся 7 июня 1407 г. В этот последний год своей жизни, ещё весною, она заложила в монастыре каменную церковь Вознесения, по всему вероятию, на месте деревянной. При её жизни постройка была выведена невысоко, но всё-таки вел. княгиня, несомненно, по её слову, была погребена в ново сооружённом храме и тем установила за своим монастырём значение общей усыпальницы великих княгинь и цариц и других лиц женской половины Государева Дома». В Вознесенский монастырь ежегодно несколько раз совершались царские выходы на поклонение прародительницам. Здесь под спудом покоились мощи почитаемой московской святой – преподобной Евфросинии, великой княгини Московской. По распоряжению советского правительства осенью 1929 года три храма, кельи и хозяйственные постройки Вознесенского монастыря были взорваны. По духовной грамоте Дмитрия Донского 1389 года  земли в округе Вереи, Боровска, Суходола и Вышегорода на Протве завещались его детям и  великой княгине Евдокии. К ним относилась и территория нынешних  Купелиц, а Вознесенский монастырь, основанный ею, думается, и стал впоследствии через великую княгиню Евдокию их землевладельцем, где и была устроена церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В мае 1729 года игуменья Вознесенского девичьего монастыря Венедикта Пушкина с сёстрами подали в Казённый приказ прошение, в котором указывалось: «В монастырской нашей вотчине, Верейского уезда, в селе Купелицах церковь Покрова Пресвятой Богородицы деревянная обветшалая и той вотчины приходские люди по обещанию своему желают построить вновь каменную во имя Покрова Пресвятой Богородицы, и при той церкви придел Николая Чудотворца». Разрешение на строительство было получено, и в 1731 году церковь была построена, убрана церковной утварью и освещена. Церковь много раз подновлялась, так как она страдала не только от времени, но и от военных действий. В 1920-х годах церковь была закрыта, помещение использовалось в хозяйственных целях. В настоящее время от неё практически остались одни развалины. Говоря о военных действиях, здесь не следует упоминать только период Великой Отечественной войны.  Старожилы Купелиц ещё своим детям и внукам, которым сейчас уже за пятьдесят, рассказывали, что в округе села были найдены пушечные ядра времён войны 1812 года, используемые жителями села для пропаривания деревянных бочек. Эти же старожилы указывали и примерное расположение артиллерийских батарей. Автора этих строк не один год уговаривают провести экспедицию в те места. Но, к сожалению, пока не хватает ни времени, ни сил и средств для подобной операции, поскольку для её проведения необходимы не методы «чёрных копателей», а серьёзный научный подход. Напомню, что для обеспечения штурма 29 сентября 1812 года отрядом генерала Дорохова французских укреплений в городе Верее армейскому отряду партизан князя Вадбольского, о чём на страницах «ЦГ» уже вёлся ранее рассказ, предписывалось: «следовать прямо на село Купельницы и расположиться близ города по дороге, ведущей из Вереи к Москве». К сожалению, пока не удалось найти свидетельств баталии в Купелицах в конце сентября 1812 года. Но это лишь пока! В истории Наро-Фоминского района ещё много неизведанного, ожидающего новых открытий.  
Валерий Ипатов
 
[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (1)

Елена
23.06.2023 00:28
Валерий, спасибо за статью о нашем крае. Очень интересно читать историю. У меня появилось желание изучить более подробно факты истории про деревню Купелицы. Информацию искать в архивах города Верея?

Добавить комментарий