Пиратское радио

Пиратская станция — это незаконный захват частоты и вещание без всякой цензуры и формата. Определение сухое до хруста, но зато предельно понятное. Незаконное — значит, заманчивое. Без цензуры и формата — значит что-то смелое и наверняка интересное.

В начале 60-х пиратские радиостанции появлялись как грибы после дождя: Radio Atlanta, Radio Sutch, Radio Noordze, Radio Invicta, Radio Free Yorkshire, Radio Red Rose… Все радиостанции находились в нейтральных водах. Они не принадлежали ни одному из государств и всем одновременно. В радиусе сигнала, конечно.

Радиобум объяснялся довольно просто. Радикальный консерватизм и ханжество официальных массмедиа нагоняли тоску и стимулировали на поиски. Кроме того, легальные радиостанции платили авторские взносы правообладателям и крутили только одобренную свыше музыку. Стоит ли говорить, что репертуар был скуден и однообразен чуть более чем полностью?

Пираты использовали ситуацию в свою пользу. Хотите услышать самую модную музыку? Вам на пиратскую станцию. Пока легальные радио передавали рецепты и советы по домоводству, пираты ставили The Beatles и призывали звонить в студию. Введение в эфир аудитории как полноценного участника — вот по-настоящему революционное ноу-хау. Пока официальные СМИ создавали кумиров, пираты давали возможность каждому услышать себя в приемнике, лично передать привет родным и знакомым и поболтать с любимым ведущим.

В итоге аудитория пиратских станций в считанные месяцы вырастала с нуля до пары миллионов ежемесячных слушателей, что позволяло их владельцам плавно переходить на коммерческий формат.
В конце 70-х — начале 80-х в музыкальной культуре начинается эпоха ди-джеев. Пираты всегда имели острый нюх на талантливых и перспективных. Они первыми стали приглашать ди-джеев в эфир, чтобы те крутили пластинки.

Особой любовью к многочасовым DJ-сетам прониклись голландцы. На Radio Veronica и Radio Stad Den Haag среди ди-джеев стали проводить конкурсы миксов. Самых талантливых брали на работу. Кстати, Пит Тонг, Дэнни Рэмплинг, Джайлс Питерсон, Джон Пил и другие члены европейского клуба "ди-джеи от 35 и старше" — все они начинали свою карьеру на пиратских станциях.

Исторически так сложилось, что в бывшем СССР не существовало ни коммерческих, ни пиратских радиостанций. В 60-х все вещание осуществлялось только на Гостелерадио. Музыкальный репертуар был небогатым и в массе своей убогим, в то время как на загнивающем Западе общественность отплясывала рок-н-ролл и слушала джаз. Все эти музыкальные вольности советскому человеку были недоступны: любые сигналы извне надежно глушились. Пиратское радио появилось гораздо позже — в 80-х годах. И очагом субкультуры стал город-герой Ленинград.

Центрами радиопиратства принято считать Купчино, Гражданку, Веселый поселок, Пушкин. Радиус приема пиратских радиостанций — от нескольких сотен метров до нескольких районов города. Средняя продолжительность жизни — 2-3 года. Формат пиратских станций в массе своей можно охарактеризовать как интерактивно-музыкальные, с явным уклоном в сторону болтовни.

Пиратское радио — это хобби. Оно всегда было и всегда будет. Это особое развлечение, целая культура для тех, кто понимает, как собрать транзистор и как смастерить передатчик. Настроить все это несложно, в сети полно технической литературы. А что касается содержания…

Ориентация на людей, которые остались дома, чтобы послушать музыку и, самое главное, которые хотят общаться. Ведущий объявляет в эфире телефонный номер и принимает разговор. Темы для общения может задавать как он, так и сами слушатели. Либо ди-джей оставляет открытую линию, чтобы слушатели общались между собой, устраивает своего рода радиочат.

По оформлению эфира и манере общения со слушателями я бы разделил станции на две группы. Первые стремятся быть максимально близкими к официальным станциям. Их эфиры продуманы и расписаны. Есть джинглы, отбивки, подборка новостей, хорошее качество звука.

Приверженцы второй группы, напротив, не заморачиваются над качеством. Но все без исключения соблюдают несколько правил: никакой рекламы, никакой политики, не материться и оставаться в рамках российского законодательства. Сейчас редко когда власти приезжают изымать оборудование. В конце 90-х еще ездили, а сейчас нет.

Ничего удивительного тут нет, у пиратов стоит такая аппаратура, что заводить отдельную бригаду для ее поиска выйдет дороже. На какое-то время место пиратского радио заняли пиринговые сети, а теперь их роль играют музыкальные сайты и социальные сети. Те люди, чьи потребности не удовлетворяет FM, давным-давно перекочевали на Last.fm и MySpace, а также на тематические ресурсы, откуда можно скачивать подкасты или слушать потоковое вещание.

Построить свое радио обойдется вам минимум в тысячу евро,а для пиратского — усилитель, кабель, микрофоны, передатчик, пульт. Для того чтобы наладить интернет-станцию, достаточно купить домен, оплатить хостинг, скачать Winamp — и вперед! Тысячи в три-четыре рублей можно уложиться. Но эта история для мегаполисов, где есть широкополосный интернет, а во всех других городах пираты до сих пор являются единственным способом услышать интересную музыку и подурачиться в эфире.

 

[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий