Много лет назад автору этих строк приходилось бывать в посёлке Первомайское и слышать от старожилов историю о том, что якобы царь Иван Грозный, охотясь на реке Пахре (в настоящее время — Десна), в погоне за диким зверем оторвался от сопровождавшей его свиты и заблудился. Его уставший конь остановился возле старой избушки, где царь и заночевал. А проснувшись рано утром, был очарован протекающей рядом рекой Пахрой. Правда ли это или вымысел, мы уж теперь не знаем. Вместе с тем сам посёлок образовался на месте древнего села Старое Никольское, в прошлом Подольского уезда, затем Наро-Фоминского района, и уже сейчас переданный городу Москве. С установлением советской власти здесь располагалась трудколония имени «1-го Мая», отсюда и название «Первомайское». В некоторых статьях и в книге протоиерея Олега Пэнэжко «Г. Верея и храмы Наро-Фоминского района» 2002 года издания рассказывается о том, что Никольское известно с XIV века и якобы упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты. Книжка представляет краеведческий интерес, и автор этих строк, встретив подобное утверждение и в книге Ю. В. Комаровского «Памятные и самые красивые места Наро-Фоминской земли», изданной в 2012 году, обратился к первоисточникам. Но, к сожалению, ни в первой, ни во второй духовных грамотах великого князя Ивана Даниловича о селе Никольском упоминания не нашёл, а вот о сельце Микульском запись есть. Имя Микула греческого происхождения и означает «победитель народов», а от него как производное появилось имя Никола, Николай. Но отождествлять Никольское с упомянутым селом Микульское автор этих строк смелость на себя не берёт, поскольку авторы, утверждающие, что Никольское упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты, не представляют убедительных доводов ссылкой на первоисточник. Вместе с тем уже в XVI веке в Московском уезде на реке Малой Пахре (Десне) существовал Николаевский монастырь. «В 1627 году, — пишет Олег Пэнэжко, — в этом монастыре была ограда деревянна, а на монастыре церковь Николая Чудотворца деревянна клецки (то есть прямоугольная, клетью, как изба). Келья строителя Нила, келья чёрного священника Иосифа да келья братская». Эти монастырские земли являлись вотчиной Вяземского Предтечева монастыря. Здесь читателю сообщу, что этот монастырь в Вязьме был основан в 1542 году преподобным Герасимом Болдинским. В Смутное время его неоднократно подвергали разграблению. В августе 1612 года «при проходе к Москве гетмана Хоткевича с поляками и литовцами» все деревянные монастырские церкви и кельи были сожжены, разграблена ризница, унесены утварь и имущество. Монахов «святотатственный неприятель» предал мучительной смерти. Только после Деулинского перемирия с Польшей, по которому Вязьма осталась за Москвой, монастырь начал восстанавливаться. В 1621 году игумен монастыря Даниил испросил «у Государя и Великого князя Михаила Федоровича… пожалования монастырю вотчин» взамен отобранных во времена польского владычества и подтверждения прежних прав, данных монастырю царем Борисом Годуновым. А поскольку ещё в 1586 году Николаевский монастырь на реке Пахре был причислен к Вяземскому Предтечеву монастырю, то, возможно, именно поэтому он по прошению и был ему возвращен. Но в 1660 году Предтечев монастырь променял Николаевский монастырь на реке Пахре Фёдору Михайловичу Ртищеву-Большому. Фёдор Миха́йлович Рти́щев (Большой) — русский государственный деятель, окольничий, был главой ряда приказов, просветитель, меценат, основавший ряд больниц, школ и богоделен. За нравственные качества и благотворительную деятельность получил от своих современников прозвище «милостивого мужа». Русский историк В. О. Ключевский сравнил Фёдора Михайловича Ртищева с маяком: по его словам, он принадлежал к тем людям, которые «из своей исторической дали не перестанут светить, подобно маякам среди ночной мглы, освещая нам путь». Изображение Фёдора Михайловича помещено в углублении на горельефе памятника «Тысячелетие России» в Новгороде. Ртищев слыл противником местничества, отказывался от барства, выкупал пленников, и вскоре монастырь на реке Пахре был обращен в приходскую школу Николая Чудотворца, а монастырское поселение стало называться Никольским, а позднее и Старо-Никольским. До конца XVIII века Никольское оставалось в руках наследников Ф. М. Ртищева. После Фёдора Михайловича селом владел его сын Михаил Фёдорович. Ныне существующая каменная церковь Святого Духа с приделом святителя Николая Мирликийского построена в 1709 году. От Михаила Фёдоровича село перешло его сыну Василию Михайловичу, комнатному стольнику царя Петра, впоследствии служившему сержантом Семёновского полка. Также он был адъютантом при князе А. Д. Меньшикове. Затем стал обер-кригс-комиссаром, занимаясь в этой должности снабжением армии. В отставку вышел в звании генерал-майора. В 1743 году Василий Михайлович отдал село во владение своим сыновьям Фёдору и Михаилу. После Фёдора Васильевича Ртищева и его жены Анны Ипатовны половина села с 1783 года стала принадлежать их дочери Варваре. Другая половина села после смерти Михаила Васильевича Ртищева была продана его дочерью Марьей Михайловной княгине Марье Ильиничне Несвицкой. Из аннотированного каталога А. Б. Чижкова «Подмосковные усадьбы» дворянская усадьба в Старо-Никольском была продана в 1785 году гвардии полковнику И. П. Мусину-Пушкину, участнику войны 1812 года. Затем усадьба достаётся его сыну. Ну а затем — наследникам графа К. И. Гудовича. А в 1890–1911 гг. — купцу А. Е. Крыгину. К нынешнему времени мало чего осталось напоминающего о существовании здесь в прошлом дворянской усадьбы, кроме церкви Сошествия Святого Духа.
Валерий Ипатов
Комментарии (0)
Добавить комментарий