Кто на грядку?

 Нужна ли современным школьникам трудовая практика?

Заканчивается лето, а вместе с ним и школьная практика. Или, как говорят сами ученики и их родители, отработка. Она была всегда. Люди среднего и старшего поколения наверняка помнят, что каждую весну учителя составляли списки, в которых было четко прописано: кто, когда и сколько должен отработать на благо родной школы. Что нужно было делать? Поработать на пришкольном садовом или огородном участке, в теплице, помыть парты в школе и т.д. Становясь чуть старше (8 и 9 класс), все с нетерпением ждали выезда в  лагерь труда и отдыха. Вот там-то все чувствовали себя взрослыми. Десять дней вдали от родителей, практически в походных условиях, «встречи» с деревенскими жителями – эти мысли будоражили умы и сердца многих. И ничего, что редиска была грязная, а огурцы недозрелые, каша на завтрак невкусная и молоко с пенками. Зато были вечерние посиделки и песни у костра, ночные разговоры по душам. И никогда  ни у кого не возникало мысли о том, зачем и кому все это надо. Если сказали «нужно ехать», то все сели в автобус и поехали. И никто никогда не писал заявление в милицию об эксплуатации детского труда. Как говорится, «Родина сказала: «Надо!» - комсомол ответил: «Есть!». Но это лирическое отступление.

Лишь недавно родители, а порой и сами дети стали задаваться вопросом: законна ли трудовая практика? Не является ли ее прохождение нарушением закона «Об образовании», в котором говорится, что привлечение учащихся без их согласия и согласия родителей к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается? Не нарушаются ли в связи с этой статьей права школьников?

Выдержки из обсуждения вопроса на сайте cgnf.ru

…«Мой сын ходит на практику в благодарность школе за проведение дополнительных занятий по предметам. А вот насчет дочери – не пущу. Организации труда никакой»…

…«Этим летом я закончила девятый класс и собираюсь поступать. Но дело в том, что нужно отработать практику. Раньше мы приносили краску или рассаду, чтобы не отрабатывать. Когда я подошла к учителю, который ведет практику, с вопросом: «Можно ли принести что-нибудь,  чтобы не отрабатывать», она ответила: «Все работают, и ты будешь работать»… 

Школьная отработка без согласия учащихся и их родителей – это чистейший произвол администраций школ, объяснили нам в районном Управлении по образованию. Еще в 1992 г. ФЗ «Об образовании» отменил принудительную отработку в школах. В соответствии с п.14 ст.50 закона «Об образовании» привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается. Если же отдельные виды трудовой деятельности обусловлены выполнением утвержденной учреждением образовательной программы, то получение согласия как от самого обучающегося, так и от его родителей не требуется. 

Если говорить о самих образовательных программах, то в д. Головково есть лицей им. Веры Волошиной. Там в порядке эксперимента был создан так называемый бизнес-инкубатор. Финансирование заработной платы мастеров производственного обучения осуществляется через бюджет, а привлеченной безработной молодежи и учащихся – через районный Центр занятости. Развивать материально-техническую базу помогает администрация района, ООО «Совхоз «Головково». В настоящий момент на базе инкубатора функционирует 5 мини-фирм. Животноводческая – это получение молочной и мясной продукции от крупного рогатого скота. Мини-завод по переработке молока и получение из собственного сырья молочных продуктов. Растениеводческая  включает в себя теплицу, пришкольный участок - 0,7 га, поле  - 10 га. Цех грибоводства – выращивание грибов (вешенки) из готового субстрата. Учебный магазин, где реализуется готовая продукция. На базе фирм организовано обучение профессиям тракториста-машиниста, продавца-кассира и оператора ПЭВМ.

Также на безе многих школ в районе организуются экологические и трудовые бригады. Дети в них трудятся на благо школы и получают положенную им заработную плату. Пусть небольшую, но все же. 

И в завершение: труд помогает подростку стать взрослее, а лень, как известно, порождает все пороки. Многие ребята не хотят работать, а часть взрослых этому потворствует. Это так же, как, например, многие ленятся читать. Но это совершенно не значит, что детей не нужно учить читать, потому что они ленятся думать. И самое главное: труд должен быть интересен подрастающему поколению. А вот как их заинтересовать – задача самих взрослых. 


Алексей Веретенников 

 
[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий