Автономное плавание

Станет ли общее образование платным?

На дворе лето, самый разгар школьных каникул. Ребятня забросила в дальний угол портфели и на время забыла о логарифмах, падежах и инфузориях-туфельках. А вот их родители обеспокоены школьными проблемами. В конце учебного года в одной из школ района прошло родительское собрание, на котором было объявлено о том, что школа приобрела статус автономной и теперь будет работать несколько по-иному. То ли педагоги не совсем правильно донесли свою мысль до родителей, то ли сами родители что-то не поняли,  но в адрес редакции «ЦГ» стали поступать звонки с вопросами о том, станет ли платным  обучение в школе, которая находится в «свободном плавании».
За разъяснениями мы обратились к Владимиру Григорьевичу Быкову, начальнику районного Управления по образованию. По его словам, 8 мая 2010 г. в России был принят Федеральный Закон № 83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Если говорить простым языком, то все наши районные школы с 1 января 2011 г. стали подразделяться на три группы: казенные, бюджетные и автономные. В чем  же между ними разница?
В.Г. Быков пояснил, что для казенных четко прописаны все статьи затрат, вплоть до сумм коммунальных услуг, транспортных расходов и покупки канцтоваров. Деньги для них перечисляются через казначейство в строго определенное время. У нас в районе таких школ нет.
Бюджетным учреждениям деньги выделяются в виде субсидий через казначейство. Директор такой школы вправе самостоятельно решить, сколько денег и по каким статьям распределить.
Автономными становятся самые сильные, конкурентоспособные образовательные учреждения. «Для начала в самой школе необходимо провести собрание всего трудового коллектива и получить поддержку всех его членов, без исключения. После этого директор школы должен написать ходатайство с просьбой решить вопрос о реорганизации на имя учредителя (в нашем случае это Управление по образованию), прилагая к этому все необходимые документы», - отметил Владимир Григорьевич. В нашем районе пионерами в этом стали несколько школ: Наро-Фоминская СОШ № 3, Апрелевская СОШ № 3,
лицей им. Веры Волошиной, Алабинская СОШ. А еще несколько школ готовятся уйти в «автономку» в 2013 г.
«Очень важный вопрос для автономных учреждений – подбор квалифицированных кадров, ведь автономия предполагает наличие там автономного бухгалтерского участка (центра). Все средства, получаемые за счет платных услуг, школа может распределять на свое усмотрение: на закупку оборудования, на ремонт  и т.д. Она сама может заключать и договоры с организациями,  которые будут ей этот ремонт делать. Такого нет у бюджетных организаций. Они должны работать, соблюдая ФЗ № 94», - прокомментировал начальник Управления.
Также он добавил, что в автономной школе должен быть наблюдательный совет, в который могут войти представители учредителя, трудового коллектива, управляющего совета, родители: «Режим его работы носит совещательно – рекомендательный характер. К примеру, по согласованию с ним директор школы должен использовать средства, полученные от платных услуг».
И наконец самый главный вопрос: какие именно услуги платные и как их предоставляют? Как сказал Владимир Григорьевич, каждое из образовательных учреждений, независимо от статуса (бюджетное или автономное), имеет муниципальное задание. Это документ, который описывает перечень образовательных услуг, предоставляемых населению, которые финансируются из бюджета.
Все обязательные предметы, включая математику, физику, астрономию, химию, биологию, историю, иностранный язык, географию, русский язык, литературу, физкультуру, информатику, бесплатны для всех учеников. Но только в том объеме, который предусмотрен стандартом: «Автономная школа может выйти за рамки стандарта и предоставить ученикам платные услуги. К примеру, родители учащегося понимают, что их чадо имеет склонность к изучению восточных языков, к отдельным гуманитарным предметам. И вот тогда администрация автономной школы по согласованию с родителями ищет преподавателя, определяет стоимость услуг, количество часов и т. д. Опасения родителей о том, что вся система образования в автономных школах – только на платной основе, беспочвенны и не соответствуют действительности», - резюмировал начальник Управления образования.

Елена Скрипко

[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий