«Делай людям добро, и оно вернется к тебе сторицей», - уверена наша героиня
Красноперова Тамара Максимовна
Родилась 23 мая 1922 г. в г. Гжатске Смоленской области. С 1945 г. – жительница г. Наро-Фоминска. Участвовала в восстановлении Наро-Фоминской прядильно-ткацкой фабрики (шелкового комбината). Почти 30 лет преподавала в ПУ №112.
Другое время
Сейчас большинству семей трудно представить, но раньше в нашей стране многодетность считалась нормой. Наша героиня родилась в семье, где было семеро детей. «Отец был мельником, у нас было большое хозяйство», - вспоминает Тамара Максимовна. Потом в дом пришла беда – главу семейства расстреляли как «врага народа». Лишь через много лет отец был признан жертвой репрессий. А в те далекие и страшные годы приходилось невыносимо тяжело – семья буквально боролась за жизнь. «Нужда была ужасная, нам даже приходилось побираться», - с горечью делится пенсионерка.
Когда Тамаре исполнилось 18 лет, она поступила в текстильный техникум в Москву. Училась на «отлично». Когда была на четвёртом курсе, началась война, оставалась преддипломная практика. «Не приведи Бог вам видеть войну. Разрушения страшные были. Помню, передают воздушную тревогу, мы пережидаем. Потом говорят: налёт отбит. Выходим из цеха: корпуса разбиты, вывозят погибших. А голод какой был! Мне надо вечером хлеб получать, а всё закрыто из-за бомбежек. На следующий день продуктовая карточка уже не действует. Не ели по нескольку суток, - рассказывает наша героиня и продолжает, - я горжусь своим братом, Евгением Волковым, ведь он – Герой Советского Союза, танкист, освобождал Курскую Дугу. А мы метро мыли, мешки для песка сшивали. Я на токарном станке делала ударники для гранат. Когда немцев от Москвы спровадили, мы окончили техникум, защитились, и нас отправили на восстановление фабрик, чтобы можно было производить ткань для фронта. Я получила 4-ый разряд токаря». Сначала восстановили прядильную и ткацкую фабрики в г. Канаш (Чувашия). Затем молодежь направили в г. Тбилиси. Шел 1944 год. Тамару Максимовну удивило, что войны там как будто и не было.
Будущего супруга наша героиня встретила в г. Кировокане (Армения).
Город, ставший родным
Тамара Максимовна впервые посетила Наро-Фоминск до войны, на практике. «Красивый город был!» - вспоминает она. В 1945 году, когда ее с супругом перевели сюда на восстановление прядильно-ткацкой фабрики, город был уже не тот – серый, разрушенный, осиротевший. Но постепенно Наро-Фоминск стал возрождаться из руин, в том числе и благодаря таким же преданным своему делу людям, как и наша героиня. Бытовые условия были не в пример нынешним, даже самым скромным. «Постепенно стали заселять казармы, и нас, как хороших специалистов, тоже заселили. Дали комнатку, мы были очень этому рады. У нас тогда уже был ребенок. Помню, как-то легли спать, а крыша не покрыта была, от дождя фанерой закрывались. Там мы прожили 3 года. Потом нас перевели в дом, где мы жили 7 лет в общем коридоре. Такие были времена», - рассказывает Тамара Максимовна. Только в 1954 году семье дали квартиру.
Работать приходилось много, отдыхать – мало. «Из-за того что я не переносила высокую температуру в цеху, меня перевели в ФЗУ (школу фабрично-заводского ученичества при фабрике), где я стала работать завучем», - делится пенсионерка. Остальную свою профессиональную жизнь она посвятила профессиональному училищу №112, где преподавала и заведовала учебной частью.
Об этом времени она вспоминает с особой теплотой: «Сейчас не дают таких практических занятий, как раньше. Мы ставили ребят за станки вместо рабочих, они получали отличную квалификацию! Даже когда я вышла на пенсию, ко мне обращались за помощью из училища, я никогда не отказывала».
Не забывают из родного училища своего сотрудника до сих пор: на 90-летний юбилей Тамару Максимовну посещала целая делегация с поздравлениями.
Наша героиня – поистине богатый человек: она воспитала сына и дочь, сегодня у нее трое внуков, трое правнуков и одна праправнучка. Несмотря на свой почтенный возраст, который дарит не только мудрость, но и различные болезни, она не унывает. Помимо того, что ей помогают в быту органы соцзащиты, дочь, невестка и соседи, не дает Тамаре Максимовне хандрить ее жизнелюбие. «У нас в роду все были долгожителями!» - смеется пенсионерка и доказывает это на личном примере.
Людмила Фоканова
Комментарии (0)
Добавить комментарий