19 апреля 2012 года исполнилось 70 лет со дня гибели легендарного советского военачальника, героя Гражданской войны, Героя Российской Федерации, командующего 33-й армией генерал-лейтенанта Ефремова Михаила Григорьевича.
Его имя дорого всем нарофоминцам прежде всего тем, что именно он в период битвы под Москвой был главным организатором оборонительных действий наших войск, сражавшихся на наро-фоминском направлении.
К тому времени, когда генералу Ефремову было поручено командование 33-й армией, Михаил Григорьевич имел большой боевой опыт, приобретенный не только в годы Гражданской войны, но и в первые месяцы Великой Отечественной. Во второй половине июля 1941 года он после неоднократного обращения к И.В. Сталину был назначен командующим 21-й армией, которая в тот период вела ожесточенные бои на территории Белоруссии, отражая удары врага в районе Пропойск, Новый Быхов, Рогачев, Жлобин. В августе 1941 года генерал М.Г. Ефремов командовал Центральным фронтом, после упразднения которого занимал должность заместителя командующего Брянским фронтом. С 30 сентября по 17 октября 1941 года Михаил Григорьевич командовал 10-й армией.
Таким образом, генерал Ефремов имел ясное представление о силе противника, хорошо осознавая, что сдержать его бешеный натиск у Москвы будет очень трудно. Но возглавляемые им соединения и части с честью выполнили свой долг, не позволив врагу прорваться к нашей столице с наро-фоминского направления. За умелое управление войсками в этот период и проявленные при этом мужество и героизм Михаил Григорьевич Ефремов был награжден орденом Красного Знамени.
Вместе с другими армиями Западного фронта 33-й армия не только остановила врага, но и в результате активных наступательных действий отбросила его далеко от стен Москвы. Участвуя в контрнаступлении войск Красной Армии под Москвой, а затем и в общем наступлении войск, 33-я армия освободила от захватчиков свыше ста населенных пунктов, в том числе города Наро-Фоминск, Боровск и Верею. В первых числах февраля 1942 года ударная группировка армии в составе 113-й, 338-й, 160-й и 329-й стрелковых дивизий вышла на подступы к старинному городу Вязьма. Так было угодно судьбе, что именно здесь, под Вязьмой, по стечению ряда неблагоприятных обстоятельств и ошибок, допущенных командованием Западного фронта, генерал-лейтенант М.Г. Ефремов закончил свой жизненный путь так же, как и тысячи его героических бойцов и командиров.
Пока ударная группировка 33-й армии предпринимала попытки овладеть Вязьмой, противник силами 20-й танковой и 183-й пехотной дивизий 20-го армейского корпуса, действовавшего с севера, и 4-го полка СС, входившего в состав 17-й пд 12-го армейского корпуса, наступавшего с юга, в районе Ивановское, Воскресенск, Малое Ивановское, Савино, Пинашино, Захарово в 2 часа ночи 3 февраля 1942 года перерезал слабо защищенный коридор. Западная группировка войск 33-й армии во главе с генералом Ефремовым, насчитывавшая к тому времени около 18 тысяч человек, оказалась в полной изоляции от главных сил армии и Западного фронта.
Не вдаваясь в подробности того, как могло такое случиться, что целых четыре стрелковых дивизии и ряд отдельных частей 33-й армии оказались на завершающем этапе Московской битвы отрезанными от главных сил Западного фронта, наши войска бились с противником, надеясь только на собственные силы и помощь местного населения. Нельзя не воздать должное подвигу генерала М.Г. Ефремова, бойцов и командиров 33-й армии, которые сделали все возможное и невозможное, чтобы выполнить поставленную боевую задачу и не посрамить славу русского оружия.
Надо отметить, что сразу после окончания боевых действий на вяземском направлении группа Оперативного управления Генерального штаба Красной Армии под руководством полковника К.Ф. Васильченко по распоряжению начальника Генерального штаба маршала Б.М. Шапошникова провела детальный анализ боевых действий 33-й и 43-й армий Западного фронта в январе-апреле 1942 года.
В итоговой части доклада отмечается:
«…Западная группировка 33-й армии честно и доблестно дралась до конца своего существования. При недостатке в боеприпасах и продовольствии, она 2,5 месяца дралась в полном отрыве от своих войск, нанося большой урон в живой силе противнику, и сковывала его большие силы своими действиями…»1
Даже противник был поражен стойкостью и мужеством бойцов и командиров окруженных частей и лично генерала М.Г. Ефремова. Не часто в годы войны враг относился с таким уважением к нашим солдатам и командирам.
Во второй половине дня 19 апреля 1942 года при стечении большого количества жителей села Слободка, военнопленных-ефремовцев, содержавшихся в церкви, превращенной немцами в импровизированный концлагерь, состоялись похороны командарма. Военнопленные были построены таким образом, что обступали носилки с телом Ефремова с трех сторон, в каре, если сказать военным языком. Здесь же находились и немецкие солдаты, стоявшие гарнизоном в Слободке. Жались в кучу деревенские ребятишки, стояли тихо старики и женщины. Скорбно молчали ефремовцы. Молчали и враги. Это был молчаливый салют мужеству генерала, мужеству его бойцов и командиров, тем, кто остался безвестным лежать в лесах и оврагах, и тем, кто, собирая последние силы, упрямо шел навстречу своим, чтобы снова сражаться с врагом.
По воспоминаниям местных жителей, перед тем как тело Михаила Григорьевича Ефремова было предано земле, к церкви на автомобиле подъехал то ли генерал, то ли полковник, посмотрел на командарма, отдал воинское приветствие и уехал.
Есть сведения, что немецкий офицер, руководивший этим мероприятием, сказал, обращаясь к немецким солдатам: «Солдаты! Вы должны воевать за великую Германию так же, как сражался за Россию генерал Ефремов!»
Это ли не высшая оценка подвига воинов 33-й армии и ее командующего!
На следующий день один из жителей Слободки установил на могиле командарма фанерную дощечку, на которой было написано:
«Здесь похоронен командующий 33 армией генерал-лейтенант М.Г. ЕФРЕМОВ. Пал в бою 19 апреля 1942 года».
28 сентября 1952 года останки Михаила Григорьевича Ефремова со всеми воинскими почестями были перенесены из села Слободка на воинское кладбище в Вязьму.
В самом конце 1996 года произошло событие, которого многие годы ждали все, кому была дорога память о 33-й армии, кому был дорог подвиг наших бойцов и командиров в годы Великой Отечественной войны, в какой бы армии, на каком бы фронте они ни сражались. Воздавая долг памяти всем воинам-ефремовцам, участвовавшим в тяжелых боях под Вязьмой, личному мужеству и храбрости генерал-лейтенанта Ефремова Михаила Григорьевича, ему было присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).
1 ЦАМО РФ, ф. 8, оп. 11627, д. 1509, л. 55.
Владимир Мельников
Комментарии (0)
Добавить комментарий