Из истории села каменское и его храма святителя николая мирликийского

Село Каменское Наро-Фоминского района расположилось ниже по течению реки Нары  в 14 километрах от Наро-Фоминска. Но следует сказать, что широкую известность Каменское приобрело благодаря своей церкви Святителя Николая Мирликийского, являющейся одним из самых древних в Подмосковье каменных храмов. Впервые Каменское упоминается в Духовной грамоте Ивана Калиты 1328 года, содержащей в себе следующие строки Великого князя, отправляющегося в Орду: «Во имя отца и сына и Святого Духа. Се яз грешный худый раб божий Иван пишу душевную грамоту, ида в Орду. Приказываю сыном своим отчину свою Москву; … моему сыну Ивану: Звенигород, Кремичну, Рузу, Фоминьское, Суходол, Великую слободу, Замошьскую слободу, Угожь, Ростовци, Окатьеву слободку, Скирминовьское, Тростну, Негучю; а села: село Рюховъское, село Каменичьское (Каменское – примечание   автора)..».  Далее из опубликованных Духовных грамот московских князей узнаём, что село Каменское от Ивана Красного, сына Калиты, перешло его сыну Ивану Младшему, умершему от чумы ещё в отрочестве. Упоминается Каменское и в Духовной грамоте Дмитрия Донского: «А из княжа удела из Юрьева: Юрьева слобода, Суходол с Ыетею, с Ыстервою, да село Ондреевское, да Каменьское …». Таким образом, по Духовной грамоте Донского  Каменское принадлежало его сыну Юрию. Ну а затем оно, видимо, досталось Дмитрию Шемяке – сыну Юрия Дмитриевича, о котором мы уже рассказывали читателям ранее на страницах «ЦГ».  На этом можно было бы остановиться и перейти к прошлому самого храма. Но из краеведческих исследований протоиерея Олега Пэнэжко, автора ряда книг по истории храмов Подмосковья, в том числе и Наро-Фоминского района, следует, что сын Ивана Грозного, Фёдор Иванович, своей грамотой пожаловал село Каменское Архангельскому собору Московского Кремля, которое находилось в его владении до 1764 года. Для несведущего читателя доведу до сведения, что Архангельский собор был построен примерно в 1247-1248 годах на месте нынешнего, предположительно, во времена Михаила Хоробрита, брата Александра Невского, погибшего в 1248 году на берегах Протвы в борьбе с голядью – племенами балтийского происхождения, населявшими верховья рек Москвы и Протвы. Прежде Архангельский собор был деревянным, но в 1333 году Иван Калита построил новый каменный храм, который освятил митрополит Феогност 20 сентября 1333 года. Ныне существующий Архангельский собор был сооружён в 1505-1508 годах на месте старого под руководством итальянского архитектора Алевиза Нового и освящён 8 ноября 1508 года митрополитом Симоном.
Вместе с тем о времени постройки в селе Каменском каменной церкви Святителя Николая Мирликийского у краеведов существуют различные мнения. Одни считают, что храм был построен при Иване Красном. Между тем протоиерей Олег Пэнэжко в своих краеведческих исследованиях пишет, что ныне существующий в селе храм был построен при Дмитрии Донском примерно в 1370-х годах. В Смутное время он был разорён: «в с. Каменском храм каменный Николы Чудотворца стоит пуст обвалился». Но в 1649 году его вновь освятили, а в 1763 году был освящён придел храма мученика Уара. При церкви была построена трапезная и трёхъярусная колокольня, разрушенные в советское время. В 1893 году был освящён придел Рождества Христова,  построенный на средства церковного старосты храма крестьянина села Каменское Николая Степанова. В годы советской власти последним настоятелем храма в Каменском был о. Евстафий Сокольский; он дважды арестовывался новой властью и был расстрелян 17 февраля 1938 года. Юбилейный  Архиерейский  собор Русской Православной Церкви 2000 года причислил его к сонму новомучеников и исповедников российских.
В 1999 году храм Святителя Николая Мирликийского в селе Каменском был возвращён верующим и 14 июля 2001 года освящён архиепископом Можайским Григорием. В свою очередь автор этих строк, «перемолотив» немало исторической литературы различного характера, включая научную, обратил внимание, что селом или сельцом, в отличие от деревни, в прошлом называли тот населённый пункт, в котором обязательно размещался храм. А поскольку в Духовной грамоте Ивана Калиты Каменское упоминается как село, то уже, видимо, в то время храм, возможно, деревянный, там существовал. Но вернёмся к самому селу Каменское, которое своё название получило, видимо, из-за залежей камня, разработки которого ведутся до настоящего времени. И сейчас в карьере села из песчано-гравийной смеси производят песок и добывают гравий, используемые в строительстве. Вместе с тем в своей  книге «На берегу Нары» её автор Л.Г. Дробышевский писал, что до революции  в болотах под Каменском производилась разработка руды для выплавки меди. Вот таким небедным на природные богатства было село Каменское.
В Отечественную войну 1812 года под селом Каменским действовал крупный партизанский отряд из крестьян. Когда в село вошли 500 французских фуражиров, то крестьяне сначала встретили их хлебом и солью, напоили, накормили и спать уложили, а ночью, пленив их всех, отправили в лагерь русский войск. Об этом факте в архивах сохранилось донесение в ставку Кутузова. В годы Великой Отечественной войны боевые рубежи у села Каменское по левому берегу реки Нары занимала 113 стрелковая дивизия, сформированная в июле 1941 года как дивизия народного ополчения Фрунзенского района города Москвы и впоследствии переименованная. Вот, пожалуй, на этом мы и закончим свой неполный рассказ о селе Каменском и его храме.

Валерий Ипатов

[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий