Могутово

Могутово располагается в 2-х километрах от железнодорожной станции «Мачихино». Из аннотированного каталога А.Б. Чижкова «Подмосковные усадьбы» следует, что с конца XVII века Могутово являлось вотчиной боярина Петра Авраамовича Лопухина и его наследников. В 1670 году он, являясь стрелецким головой, был  направлен для охраны Царицына. В период  восстания под предводительством Разина остался одним из немногих уцелевших на этом посту стрельцов , сохранивших верность царю. Дворянский и княжеский род Лопухиных имеет древние корни. По преданию, берет начало от касожского князя Редеди, потомок которого, Василий Варфоломеевич Глебов, прозванный Лопуха, стал родоначальником Лопухиных. Наиболее знаменитыми представителями этого рода в то время были Авраам Никитич Лопухин и четверо его сыновей, включая Петра Авраамовича, владельца Могутова. Все они были боярами. В 1675 году Пётр Лопухин ходил со своим полком в Курск. После женитьбы царя Петра в 1689 году на его племяннице Евдокии Фёдоровне Лопухиной Пётр Авраамович становится окольничим, а потом и боярином, ведая Ямским приказом. Вместе с тем Лопухин попадает в опалу, и 24 января 1695 года его подвергают пыткам «в великом государевом деле», - пишет протоиерей Олег Пэнэжко в своей книге «г. Верея и храмы Наро-Фоминского района». Не выдержав пыток, Пётр Авраамович на следующий день скончался. Доподлинно неизвестно, чем был вызван к нему гнев Петра I. По одной из существующих версий, он был замучен пытками по навету Льва Кирилловича Нарышкина, недоброжелателя Лопухина и давнишнего его соперника. У Петра Авраамовича были два сына – Иван, полковник гвардии, и Александр, действительный тайный советник. Из истории Л.В. Блонского «Царские, дворянские, купеческие роды России» известно, что род князей Лопухиных пресёкся с 1873 года, а их фамилия и княжеский титул перешли в род Демидовых.
Начиная с середины XIX века Могутовым владела графиня Евдокия Петровна Растопчина, урождённая Сушкова (1811-1858), больше известная как поэтесса и писательница. Красивая молодая девушка, блиставшая в большом свете, она рано обратила на себя внимание способностью легко владеть стихом. Когда появились её первые стихотворения, их благосклонно встретили и критика, и такие литературные знаменитости, как Жуковский, Пушкин, Лермонтов. Произведения её сначала появлялись в альманахах «Утренняя Заря», в «Современнике» Плетнёва, в «Отечественных Записках». За стихотворениями скоро последовали одни за другими поэмы: «Монахиня», «Нелюдимка», «Семейная тайна», «Счастливая женщина», «У пристани». Она рано лишилась матери и воспитывалась в семье своего деда с материнской стороны Ивана Александровича Пашкова (1758-1828), у которого в Москве был большой дом. Ещё в детстве Евдокия Петровна хорошо освоила языки: французский, немецкий,  английский, а позднее и итальянский. В 1833 она вышла замуж за графа А.Ф. Растопчина, сына московского главнокомандующего, более известного своей деятельностью в Отечественную войну 1812 года. Её биографы писали, что этот брак был, скорее всего, настоянием её родственников, чем по любви. Вскоре после замужества Евдокия Петровна начинает помещать свои стихи во многих журналах, подписывая их сперва Р-а, а затем и полным именем.
В 1841 году вышел её первый сборник со стихами. В 1845 году Растопчина поехала за границу и в Италии написала известную балладу «Насильный брак», в которой отобразила отношение России к Польше. Баллада эта сперва не была понята, но вскоре её аллегорический смысл выяснили, что вызвало возмущение к Ростопчиной со стороны царя Николая I.  В этой балладе Польша была изображена в виде угнетённой жены грозного барона, представлявшего Россию. Вместе с тем, несмотря на благосклонность к ней Жуковского, Пушкина и Лермонтова, отношение к ней со стороны Чернышевского и Добролюбова не было столь доброжелательным. Умерла Евдокия Петровна почти полузабытой.
Добавлю лишь, что, став владелицей Могутова, Растопчина уже имела усадьбу в Мачихино, которая к нынешнему времени не сохранилась, как, впрочем, и в Могутово. Между тем в прошлом Могутово входило в Подольский уезд и также, как и Мачихино, располагалось недалеко от Вороново – тоже усадьбы, принадлежавшей до 1860-х годов Растопчиным. А из всех архитектурных памятников прошлого, сохранившихся до настоящего времени, можно лишь назвать одну церковь Преподобного Сергея Радонежского 1693 года, построенную в стиле московского барокко. В советское время она была подвержена разрушению, да и Великая Отечественная война оставила свой след. Но в нынешнее время храм приобретает свою новую небывалую красоту и является духовным центром верующих в Могутово.

Валерий  Ипатов

[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий