Легендарная личность: командарм 2-го ранга Орлов Ф.М.

160-я сд вошла в состав 33-й армии уже после того, как были освобождены Наро-Фоминск, Боровск и Верея. Но не рассказать об этом уникальнейшем человеке просто нельзя, тем более что свое формирование дивизия заканчивала в районе Наро-Фоминска.
Это было уже 2-е формирование стрелковой дивизии под номером 160. Дивизия 1-го формирования была практически полностью уничтожена в октябре 1941 года в районе Ельни. Оставшиеся в живых 68 командиров и бойцов, в том числе и Ф.М. Орлов, решили добиться воссоздания дивизии. Их активно поддержал начальник Главпура Л.З. Мехлис, который, пользуясь свои положением, смог добиться у Сталина положительного решения данного вопроса.
Более чем тысячелетняя история Российского государства хранит немало свидетельств о выдающихся подвигах, совершенных нашими соотечественниками во имя Отечества, которые золотыми буквами вписаны в летопись славных дел. О многих из них сложены песни, написаны книги, сняты фильмы. Их фамилии и подвиги стали достоянием широкой общественности. Но есть среди них и люди-герои, о которых мы, в силу различных причин, почти ничего не знаем, а гражданский подвиг, совершенный ими во славу нашей Родины, остался незамеченным.  А ведь содеянное ими по праву должно быть национальной гордостью всех россиян. Одним из таких, неприметных на первый взгляд, героев является Федор Михайлович Орлов – человек уникальной судьбы, яркий пример патриотизма.
Ф.М. Орлов родился в деревне Тетеревка Гродненской области (ныне Республика Беларусь) в 1878 г. К началу Великой Отечественной войны за его плечами была длинная жизнь, которую он всю отдал служению Отечеству. С 1899 по 1905 гг. служил рядовым в гвардейском уланском полку царской армии. Окончив учебную команду, стал унтер-офицером, принимал участие в Первой мировой войне.
После февральской революции 1917 года примкнул к большевикам и  участвовал в формировании первых отрядов Красной Гвардии. Весной 1918 года стал комиссаром Кубанского войска, и закрутили его лихие годы Гражданской войны. Не перечесть всех должностей, которые занимал он, сражаясь и с белогвардейцами, и с разного рода атаманами и просто бандитами под Царицыном, на Украине и Северном Кавказе - везде, куда его забрасывала военная судьба. Достаточно сказать о том, что в годы Гражданской войны Ф.М. Орлов был 18 раз (!) ранен и трижды контужен, хотя занимал далеко не рядовые должности.
В 1921 г. он стал командующим Харьковским военным округом, а в 1923 г. - помощником командующего войсками Украины. Однако вследствие тяжелейшей болезни, которая подкараулила его в 1924 году, Федор Михайлович несколько лет находился в резерве РККА. Только через семь лет, в 1931 г., он оправился от болезни и, едва став на ноги, попросился на службу, и был назначен заместителем начальника особого конструкторского отдела военно-технической пропаганды РККА. В 1935 г. его настигла очередная тяжелая болезнь – инсульт, и следующие три года он вновь был прикован к постели.
В 1938 году командарм 2-го ранга Ф.М. Орлов по болезни был уволен из рядов Красной Армии. Но Федор Михайлович не мог сидеть без дела, не такой это был человек, и уже в конце 1938 г. он приступил к трудовой деятельности, получив назначение заместителем начальника 7-го отдела завода № 1 Главного артиллерийского управления РККА. В этой должности он встретил известие о начале войны.
4 июля 1941 г. ГКО принял постановление о добровольной мобилизации трудящихся Москвы и Московской области в дивизии народного ополчения.  Федор Михайлович, которому уже шел 64-й год (!), в тот же день пошел на мобилизационный пункт и, естественно, получил отказ. Но не таков был командарм 2-го ранга Орлов! «Подключив» к решению этой задачи всех своих знакомых и боевых друзей по Гражданской войне, Федор Михайлович добился того, что 7 июля 1941 года бывшего командующего военным округом, командарма 2-го ранга (звание, соответствующее воинскому званию генерал-лейтенанта) Орлова все-таки записали в ополченцы рядовым бойцом! Правда, уже через несколько дней он был назначен на должность командира разведывательного батальона 6-й дивизии народного ополчения!
Так Федор Михайлович оказался на фронте. Участвовал в боях под Ельней, где получил еще два ранения, контузию, но остался в строю. В войсках Западного фронта о нем ходили легенды, поэтому именно командарму 2-го ранга Ф.М. Орлову в декабре 1941 года было поручено формирование 160-й сд, он и стал ее командиром.
Где еще можно найти подобный пример, чтобы бывший командующий военным округом, ни минуты не раздумывая, в возрасте 64-х лет стал солдатом, а затем комбатом только ради того, чтобы защитить свою Родину от завоевателя, ни словом не обмолвившись о том, что ему по чину положена совсем другая должность. Не говоря уже о том, что выжить на поле боя 64-летнему старику, да простит меня Федор Михайлович, шансов почти не было, тем более что в то время наша непобедимая и легендарная временами бежала без оглядки.
Жизнь еще не раз испытывала на прочность Федора Михайловича.
29 января 1942 года, выдвигаясь в составе 33-й армии к Вязьме, командарм 2-го ранга Орлов вместе со штабом дивизии в районе населенного пункта Гриденки Калужской области попал под сильнейший удар немецкой авиации и получил свое последнее, двадцать первое ранение (!), после которого ему больше было не суждено вернуться в войска.
Он долго находился на лечении и только 2 октября 1946 г. был уволен с военной службы в звании полковника. Какой-то военный чиновник, по всей видимости, крайне жадный до званий и наград, додумался до того, чтобы бывшему командующему округом, имевшему звание командарма 2-го ранга, присвоить воинское звание всего лишь полковника. Так судьба в очередной раз поставила Федору Михайловичу подножку, но подобное не сломило его волю.
И это несмотря на то, что накануне Победы, в марте 1945 года, Ф.М. Орлова постигло великое горе: его младший сын, 29-летний (!) командир 6-го гвардейского танково-механизированного корпуса полковник Орлов Василий Федорович был смертельно ранен в бою под г. Оппельн и 17 марта скончался от полученных ран. А ведь буквально за три дня до трагедии командующий 4-й танковой армии генерал-полковник Д.Д. Лелюшенко вручил ему танк Т-34 (№81), построенный с разрешения И.В. Сталина на средства его матери – Марии Иосифовны Орловой и получивший название «Мать-Родина». В.Ф. Орлов посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза. Нельзя не восхищаться этими людьми, этой уникальной семьей патриотов!
Федора Михайловича Орлова не стало 1 января 1954 года, но он навсегда остался в памяти народной настоящим символом непоколебимой воли, несгибаемого мужества и патриотизма.

Владимир Мельников

[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий