В отличие от командиров 222-й сд командирам 110-й стрелковой дивизии, сражавшимся под Наро-Фоминском, повезло на войне несколько больше: до Победы дожили генерал-майор С.Т. Гладышев и полковник И.И. Матусевич. И только полковник Беззубов пал в бою в июле 1943 года. Но всем им пришлось немало пережить в годы войны.
Тяжелее всех пришлось осенью 1941 года полковнику С.Т. Гладышеву, и это несмотря на то, что генерал армии Г.К. Жуков дал очень высокую оценку действиям 110-й сд и его лично в период боев за Боровск в октябре 1941 года. Однако в дальнейшем дивизия, еще недавно называвшаяся 4-й дивизией народного ополчения города Москвы, действовала неуверенно, и, понеся очень большие потери, под ударами превосходящего по силе и обученности врага, была вынуждена отойти в район Наро-Фоминска. Временами отход частей дивизии больше походил на бегство. Все это послужило поводом к снятию с должности командира дивизии полковника Гладышева. Очень трудно давать оценку командирам в тот период: временами обстановка была таковой, что командиры просто не могли никак воздействовать на нее. Было такое. Об этом сейчас можно долго разглагольствовать, это не так сложно, - сложно было тогда. Если бы все было так просто, наша армия не оказалась бы через три месяца у стен Москвы.
Так или иначе, но за неорганизованный отход подчиненных частей, по представлению генерала Ефремова, полковник С.Т. Гладышев был снят с должности, правда, безо всяких прочих наказаний вроде разжалования в звании или еще хуже – отдачи под суд военного трибунала. По всей видимости, Г.К. Жуков хорошо запомнил его уверенные действия в районе Боровска, и вскоре полковник Гладышев был назначен командиром 43-й стрелковой бригады, входившей в состав Западного фронта. Положительно проявив себя в этой должности, Степан Трофимович через год был назначен исполняющим должность командира 32-й сд, а затем стал командиром 29-й гв. сд. Правда, командуя этой дивизией, он вторично был снят с должности, но вскоре вновь назначен командиром, на этот раз 133-й сд 31-й армии. В январе 1943 года его назначили командиром 277-й сд, с которой не расставался до самой Победы. В сентябре 1943 года ему было присвоено воинское звание генерал-майор. После войны генерал С.Т. Гладышев был командиром корпуса, помощником командующего 3-й гвардейской механизированной армии. Награжден двумя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Суворова, орденом Кутузова и медалями. Умер в Саратове в 1972 году.
Вместо полковника Гладышева командиром дивизии, по представлению генерала Ефремова, в ноябре 1941 года был назначен полковник И.И. Матусевич, бывший до этого командиром артиллерийского полка 60-й стрелковой дивизии. Артиллерист по воинской специальности, не имевший никакой практики в управлении общевой- сковыми частями, Иосиф Иванович тем не менее не побоялся в это тяжелое время вступить в должность командира 110-й сд. Однако отсутствие необходимых навыков в организации боевых действий сказалось уже в ходе наступления противника под Наро-Фоминском в начале декабря 1941 года. Дивизия с трудом отразила удар врага, понеся при этом большие потери, и 10 декабря 1941 года Матусевич был снят с должности и отозван в распоряжение штаба Западного фронта.
Дальнейшая военная судьба полковника И.И. Матусевича сложилась не просто, хотя поначалу ничто не предвещало беды. Генерал Жуков отнесся к нему весьма благосклонно, и вскоре он был назначен командиром 337-й сд 9-й армии Юго-Западного фронта, а через два месяца стал командиром 248-й сд той же армии. И здесь с ним случилась беда, которая положила крест на всей его военной карьере. В мае 1942 года, во время Харьковского сражения, после того как дивизия была разгромлена, полковник Матусевич попал в плен. Однако он не смирился со своим положением, и в октябре 1942 года бежал из плена. Как и было заведено в то время, после немецкого лагеря новый лагерь, теперь уже наш, находившийся в Подольске. Оттуда он вышел уже через три месяца: ничего криминального органы НКВД в его поведении в период пребывания в плену не обнаружили. Однако он получил назначение с понижением – заместителем командира 136-й сд. До самого последнего дня воны находился на фронте, закончив войну командиром 81-й стрелковой дивизии, но генеральского звания не получил: побывавшим в плену его, как правило, не присваивали, какие бы заслуги они не имели. Хотя наградами обижен он не был, но их заслужил личной храбростью и мужеством. Полковник Матусевич был награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Суворова, Богдана Хмельницкого и Отечественной войны. После войны служил на разных должностях в штабе Киевского военного округа и был уволен в отставку в звании полковника.
10 декабря 1941 года командиром дивизии был назначен командир 1289-го стрелкового полка майор. Н.А. Беззубов, человек, заслуживавший, по мнению автора, того, чтобы жители нашего города всегда помнили о нем, ибо переоценить его роль в защите Наро-Фоминска просто невозможно. Если бы не его личная храбрость, мужество и стойкость, проявленные им 22-23 октября 1941 года, «гулять» противнику на наро-фоминских просторах. Столь же героически действовал он, как и весь личный состав подчиненного ему полка, и в период наступления противника в начале декабря, не позволив врагу обойти город с севера. Кстати, в истории Великой Отечественной войны не так много командиров дивизий – майоров, Беззубов – один из них.
Однако 110-й сд полковник Беззубов командовал всего семь месяцев, правда, за это время получил два воинских звания – подполковника и полковника. Буквально через несколько дней после получения звания полковник был снят с должности. Таким образом, командование Западного фронта отреагировало на гибель ударной группировки 33-й армии во главе с генералом Ефремовым. Как говорится: «от любви до ненависти один шаг». Виновных тогда искали очень быстро, и, как правило, из числа тех, кто не имел к этому никакого отношения.
Через месяц он был назначен командиром 10-й мотострелковой бригады Западного фронта, а затем заместителем командира 303-й сд. 28 июня 1943 года полковник Н.А. Беззубов возглавил 100-ю сд. 21 июля 1943 года в бою получил тяжелое ранение и в этот же день умер от полученной раны.
Благодарная наро-фоминская земля должна всегда помнить этого замечательного командира, а у нас даже нет улицы, названной в честь него. Появился новый микрорайон «Восточный» и новые улицы со смешными названиями: «Пихтовая», «Радужная» и т.д. Скоро, наверное, появится «Голубая» улица, и никому из местных градоначальников нет дела до подвигов наших героических предков. А жаль, получается, как в русской пословице: «Иваны, не помнящие родства».
Владимир Мельников
Комментарии (0)
Добавить комментарий