Ведя свой рассказ об истории Наро-Фоминского района и затрагивая в предыдущих очерках тему Пафнутьево-Боровского монастыря, который владел рядом сёл и деревень на нынешней территории Наро-Фоминского района, было бы несправедливым не рассказать и о его узниках, среди которых были ярые сторонники старообрядчества: боярыня Морозова, её сестра княгиня Урусова и, наконец, протопоп Аввакум, один из главных поборников старой веры. Протопоп Аввакум нашими современниками считается как русский мыслитель XVII века, писатель, публицист, автор многих сочинений, среди которых знаменитые: «Житие», «Книга бесед», «Книга толкований», «Книга обличений» и др. Его считают родоначальником новой российской словесности, вольного образного слова, исповедальной прозы. Аввакум родился в селе Григорово Нижегородской губернии в семье священника примерно между 1605 и 1610 годами. Его отец рано умер, а мать ушла в монастырь. Около 1638 года Аввакума назначили дьяконом в церкви села Лопатиши (Макарьевского уезда), а через два года он получил сан священника. Очень начитанный, угрюмый и строптивый по характеру, Аввакум неумолимо преследовал все мирские развлечения и поэтому не уживался со своей паствой. В Юрьевце-Поволжском он не прожил и восьми недель, так как был избит чуть ли не до смерти поднявшимися против него мужиками и бабами. В 1651 году Аввакум направляется в Москву, где обращает на себя внимание царского двора благодаря своим связям с царским духовником Степаном Внифантьевым и с протопопом Казанского собора Иваном Нероновым. Иосиф, бывший до Никона патриархом, определил Аввакума справщиком, или, по-нынешнему, корректором церковных книг при Московской типографии. Никон, став после Иосифа патриархом и знавший Аввакума с детства, поскольку родились они в соседних друг с другом сёлах, остался недоволен работой справщиков и удалил их всех из типографии. Удалён был и сам Аввакум. Это породило неприязнь между Аввакумом и Никоном – пишут в своём популярном очерке «Русская история» его авторы Заичкин и Почкаев. Как непримиримого противника церковной реформы, Аввакума сослали с семьёй в Даурию (Забайкалье). Но с падением Никона его возвратили в Москву, так как считали личным врагом низложенного патриарха. Некоторое время Аввакум жил в доме боярыни Морозовой. Находясь в Москве и не особенно разбираясь в политических интригах царского двора, он расходится не только с церковным, но и правительственным кругами. Воспользовавшись вниманием к нему самого царя, Аввакум пытается влиять на дела не только церкви, но и государства. Он обращается к государю с челобитной, в которой приводит суждение Иоанна Златоуста: «Ничтоже тако раскол творит во церквах, яко ж во властех любоначалие», имея в виду государственную власть. Это не понравилось царю, и в 1664 году Аввакума снова подвергают ссылке, но в этот раз отправляют в Мезень. После церковного собора 1666-1667 годов, на котором Аввакума расстригли и прокляли, его сослали в Пустозерский острог, где он просидит 14 лет в земляной яме до конца своей жизни на воде и хлебе. Но прежде церковного соборного суда и заключения Аввакума в Пустозёрске он дважды находился в заточении Пафнутьево-Боровского монастыря. Первый раз – с 9 марта по 13 мая 1666 года. И второй раз – с 5 сентября 1666 по 30 апреля 1667 года. Находясь в Боровском монастыре, Аввакум запишет: «И привезине к Москве козновав и стязався со мною у крутитского митрополита Павла, отвезли в Пафнутьев монастырь и посадили на цепь». Для того чтобы склонить Аввакума к «новой вере», в Боровск был послан ярославский дьякон Косма с подьячим патриаршего престола. Но вместо того чтобы наставлять узника, Косма поддерживал его, о чём сам Аввакум запишет в своём «Житие» следующие строчки, сказанные ярославским дьяконом: «Не отступай ты старого того благочестия! Велик ты будешь у Христа человек, как до конца потерпишь!». Второй раз Аввакума доставили в Пафнутьево-Боровский монастырь 5 сентября 1666 года. Монастырские власти в точности выполняли царский наказ держать его в строгости. Но произошедший случай заставил служителей монастыря относиться к сосланному учтивее. Боровские краеведы писали, что в праздник Пасхи Христовой Аввакум попросил у келаря Никодима посидеть на пороге. Но келарь лишь обругал его за эту просьбу. Казалось бы, неприметный случай, который можно было бы и забыть. Но случилось так, что вскоре Никодим занемог. Его уже соборовали и причастили, но ему привиделся Аввакум, который взял его за руку и поднял. После этого келарь Никодим почувствовал себя лучше и выздоровел. Эту историю он поведал Аввакуму, который в свою очередь попросил об этом не распространяться, но келарь рассказал эту историю всей монастырской братии, создав протопопу-растриге славу чудотворца. В Пафнутьево-Боровский монастырь к Аввакуму приезжала боярыня Ф.П. Морозова. Вместе с детьми Аввакума его навестил и Фёдор Юродивый, который вёл проповеди и среди жителей Боровска. Самого Аввакума 30 апреля 1667 года через Москву отправили в Пустозерский острог, где он продолжал вести свои проповеди, рассылая составленные им грамоты и послания. Резкое письмо к царю Фёдору Алексеевичу, в котором он критиковал его отца Алексея Михайловича и ругал нового патриарха Иоакима, решило его участь. В 1682 году Аввакума вместе с его товарищами заживо сожгли в деревянном срубе. Проповеди Аввакума, призывающие к сохранению старой веры, коснулись и сердец боровчан, где у него появились последователи. По исследованиям Боровских краеведов, за приверженность старой вере в самом Боровске на центральной площади были сожжены заживо священник Полиэкт и ещё 14 старообрядцев. Литература: И.А.Заичкин, И.Н.Почкаев, популярный очерк «Русская история», Мысль, М., 1992,, Калужский край, Книга первая, Калуга, 1976: Боровский край, часть 1, Боровск, 1999 г. Валерий Ипатов
Комментарии (0)
Добавить комментарий