Историческое прошлое Наро-Фоминского района связано не только с историей старой Вереи, но и с другим, не менее старинным городом — Боровском Калужской области. В далёком прошлом большая часть нынешней территории Наро-Фоминского района входила в состав Суходольского стана Боровского уезда, образованного на землях Суходола, упоминаемого ещё в Духовной грамоте Ивана Калиты 1328 года вместе с сёлами Фоминским и Каменском на реке Наре. По завещанию внука Калиты Дмитрия Донского, «Суходол с-Ыстию, с Истервую» отошёл его сыну Юрию Дмитриевичу, князю Звенигородскому и Галицкому, но а затем уже его сыну — Дмитрию Юрьевичу Шемяке. Читателю, не знакомому с предыдущими материалами «ЦГ» об истории Суходола и Суходольского стана, лишь доведу до сведения, что эта территория находилась в южной части нынешнего Наро-Фоминского района и занимала пространство от реки Нары до реки Протвы, от села Фоминского до Боровска. На принадлежащей Дмитрию Шемяке земле Суходола недалеко от Боровска на берегу Истремы он выделил участок, на котором преподобный Пафнутий основал монастырь, получивший впоследствии название Пафнутьево-Боровского. К Боровску из Москвы через село Фоминское вела прямая дорога, называемая Боровским трактом, сохранившая и поныне отдельные свои участки. В XV веке в самом селе Фоминское, о чём писали наро-фоминские краеведы, располагался таможенный мыт, где за провоз товара бралась торговая пошлина. Многие села и деревни, располагавшиеся на земле Суходольского стана, являлись владением Пафнутиева монастыря. Но наш рассказ пойдёт не об этом, а о преподобном Пафнутии.
Сам Пафнутий до пострига, в мирское время, носил имя Парфений. Он родился в 1394 году в селе Кудиново, в трёх верстах от Боровска, в семье мелких землевладельцев. Отца его звали Иваном, а мать — Фотинией. Его дед был в Боровске татарским баскаком, а, как известно, они были чиновниками из Орды, собиравшими налоги и занимавшимися переписью населения. Кроме того, они ещё являлись глазами и ушами ордынского хана. Но под угрозой расправы жителями Боровска он вынужден был креститься, и при крещении ему дали имя Мартын, по другим источникам – Мартин.
В 1414 году Пафнутий постригся в монахи Боровского Покровского монастыря, настоятелем которого был старец Маркелл. Следует сказать, что Высоко-Покровский Боровский монастырь был основан ещё в середине XIV века, а пришедший в этот монастырь преподобный Пафнутий был вручен под руководство преподобному Никите Серпуховскому, ученику преподобного Сергия Радонежского. Двадцать лет преподобный Пафнутий был иноком этого монастыря и в 1434 г. стал его игуменом. Но 23 апреля 1444 г. он покинул эту обитель и поселился на реке Истерьме рядом с Боровском, где на земле Суходола, принадлежавшей Дмитрию Шемяке, и основал новый монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Сам Дмитрий Шемяка был давним врагом владеющего Боровском Серпуховско-Боровского князя Василия Ярославовича. Эта вражда была связана с борьбой Шемяки за великокняжескую власть, где Василий Ярославович выступал за интересы великого князя Василия II. Конечно, эти враждебные отношения соседствующих друг с другом удельных князей не могли не задевать интересы Пафнутия и его монастыря. Князь Василий Ярославович не раз предпринимал попытку сжечь монастырь Пафнутия. После смерти Дмитрия Шемяки в 1453 году митрополит Иона запретил поминать его в монастырях. Но в Пафнутьевском монастыре этого не произошло, и Пафнутий поминал Шемяку до конца собственной жизни. При этом сам он запретил называть Иону митрополитом, поскольку тот был избран без согласия константинопольского патриарха. Видя сопротивление Пафнутия, митрополит Иона заточил его в московской темнице. Но она не сломила его, и Иона был вынужден отпустить Пафнутия, так как в 40-50 годах XV века тот приобрёл широкую известность в Московском княжестве и пользовался в народе большой популярностью. Уже после смерти Дмитрия Шемяки Пафнутий всё же изменил своё отношение и к великокняжеской власти, видя в ней единственную опору для себя и монастыря. В разговоре со своими учениками хвалил Ивана Калиту, делавшего угодное Богу дело по собиранию русских земель. После этого члены великокняжеской семьи стали благоволить к Пафнутию и основанному им монастырю. Когда в 1473 году Вышгород на Протве по договору князя Бориса Васильевича Волоцкого и Ивана III перешел в Волоцкий удел, то по челобитью Пафнутия монастырь был оставлен за великим князем: «аз бию челом великому князю, ино монастырь возмет в свою державу».
Ещё при жизни Пафнутия монастырь Рождества Богородицы, а именно так он назывался при нём, приобрел славу одного из самых крупных и богатых монастырей Русского государства. В 1467 году вместо деревянного собора Рождества Богородицы был построен новый белокаменный храм, который расписывали известные иконописцы Митрофан и Дионисий.
Когда разнеслась весть о болезни Пафнутия, к нему стали стекаться люди с просьбой об их благословлении. Среди них были и посланцы великого князя, его жены и удельных князей. В 1477 году 1 мая преподобный Пафнутий скончался. С 1531 года он был признан месточтимым святым. А в феврале 1547 года на церковном соборе, возглавляемом митрополитом Макарием, Пафнутия признали уже общерусским святым.
Валерий Ипатов
Литература: Калужский край, Книга первая, Калуга, 1976: Боровский край, часть 1, Боровск, 1999 г.
Комментарии (0)
Добавить комментарий