Дорогие читатели, рад поздравить Вас со светлым праздником Рождества Христова!
Пришествие Спасителя в мир стало центральным событием человеческой истории. Боговоплощение стало началом восстановления теснейшего союза человека с Богом. Пропасть, отделявшая человека от Творца со времени грехопадения, стала преодолеваться. В одном Лице соединились две природы – Божественная и человеческая. По православному учению, Господь воспринял человеческое естество во всей его полноте, т.е. и душу и тело, причем со всеми последствиями грехопадения. Единственно, что отличало Христа от нас – это отсутствие личного греха. Поскольку Бог Свят, то в этом соединении Бога и человека ничто греховное не могло найти себе место. Христос ни разу не согрешил, ни в каком поступке, ни в каком слове или мысли. Во всем остальном Спаситель был подобен нам. Христос уставал, жаждал, плакал, страдал, пережил смерть, как и всякий человек, живущий на земле. Святые отцы настаивали именно на таком понимании соединения двух природ во Христе, поскольку считали, что только оно способно объяснить, как стало возможным спасение каждого человека. Ведь Христос мог исцелить и преобразить только то, что воспринял Сам.
Такое полнейшее единение двух природ в одном Лице положило начало процессу обожения человеческого естества, которое продолжилось дальше в земной жизни Спасителя. Благодаря совершенному послушанию человеческой воли воле Божественной, вплоть до добровольного согласия на крестную жертву за весь род людской, произошло восстановление человеческого естества в его первозданном достоинстве. Воскресение Христово запечатлело реальность этого восстановления и реальность победы Спасителя над главным последствием грехопадения – смертью. А по Вознесении человеческая плоть, прославленная и обоженная, взошла на небо и сделалась причастной вечной славе Сына Божия. Возвращение Сына к Отцу, туда, где Он был прежде создания мира, совершилось уже с воспринятой на все времена человеческой плотью.
По словам апостола Павла, Христос был первенцем, первым, кто прошел до конца этот путь человека к Богу. Вслед за ним могут уже идти и Его последователи – христиане. Без Рождества, Воплощения, Крестной жертвы, Воскресения, без этого дара Бога человеку были бы бесполезны все наши усилия ко спасению. Только теперь в Церкви, в ее таинствах, в духовной жизни по заповедям мы можем усвоить все плоды искупления. Но тут опять встает вопрос человеческой свободы. Ведь этот дар Божий может остаться и не востребованным. Если мы не откликнемся на божественный зов, не предпримем собственных усилий, то не сможем воспользоваться этим даром, не сможем усвоить его. Тогда воспоминание о пришествии в мир Бога останется лишь подобием детской сказки, очередным земным праздником, никак не меняющим нашу жизнь.
Бог вошел в земную историю не как всемогущий повелитель Вселенной, а как беззащитный младенец. Он не навязывает Себя, не устрашает нас, а ждет от нас свободного выбора. «Се стою и стучу…», - говорит Христос. Этот призыв Божественной любви обращен к сердцу каждого человека, вопрос только в том, сможем ли мы ответить на него?
Отец Олег, благочинный церквей
Наро-Фоминского района
Комментарии (0)
Добавить комментарий