Правда об освобождении Наро-Фоминска
За семьдесят лет, которые прошли с тех пор, как немецкие захватчики оставили Наро-Фоминск, правду об освобождении города старались упорно не говорить. Сначала доступ к архивным документам был закрыт, и разобраться в тех событиях было просто невозможно, а потом, когда основные архивные фонды были открыты для любителей и знатоков истории, обстоятельства освобождения Наро-Фоминска почему-то особенно никого не заинтересовали. Все уже глубоко верили в миф, укоренившийся в обществе за прошедшие десятилетия, однако сказки, которые нам на протяжении многих лет рассказывались на разного рода торжественных мероприятиях, так или иначе связанных с этим событием, руководителями разного ранга и глубокоуважаемыми ветеранами, абсолютно не соответствовали действительности. Ничего не поделаешь – такие были времена. Но шила, как говорится в известной русской пословице, в мешке не утаишь.
В послевоенной литературе бой по овладению Наро-Фоминском расписан весьма живописно. Здесь и героические подвиги бойцов и командиров 457-го сп 222-й сд, и умелые инициативные действия подразделений 1-й гв. мсд, и водружение красного флага старшим лейтенантом Матвеевым, офицером гаубичного полка 1-й гв. мсд, над зданием горсовета.
Так, например, в книге «Герой – командарм», посвященной генералу Ефремову, написано: «Части 1-й гвардейской мотострелковой дивизии нанесли врагу решительный удар южнее города, а 222-я стрелковая дивизия ворвалась на северо-западные окраины Наро-Фоминска. Весь день шел бой на улицах города.
К исходу дня 26 декабря 222-я стрелковая дивизия выбила противника из города. Особенно успешно действовал в боях за Наро-Фоминск ее 457-й стрелковый полк. Под ударами наших войск противник отступил на Балабаново и Боровск»1.
На самом же деле все было совсем иначе, и 457-й сп 222-й сд абсолютно никакой лепты в освобождение города не внес: в этом не было просто никакой необходимости. Самой судьбе было угодно сотворить все таким образом, что Наро-Фоминск был освобожден от немецко-фашистских захватчиков без боя и без лишних людских потерь. Это была своеобразная компенсация за жизни тысяч бойцов и командиров, которые погибли и были ранены в ходе боевых действий за Наро-Фоминск и его окрестности в октябре-декабре 1941 года.
В последние дни декабря 1941 года боевые действия с подразделениями 183-й пд, оборонявшимися в черте города по западному берегу реки Нара, в основном сводились к артиллерийской и минометно-пулеметной перестрелке. В одном из корпусов ткацко-прядильной фабрики уже почти два месяца занимала оборону 4 рота 175-го мсп под командованием старшего лейтенанта Кудрявцева, которая периодически тревожила противника своими вылазками.
В решении командующего 33-й армией на наступление каких-либо активных действий по взятию города не планировалось. Генерал-лейтенант М.Г. Ефремов, памятуя о неудачной попытке овладеть городом в ходе разведки боем в ночь на 13 декабря 1941 года, принял абсолютно правильное решение не ввязываться в тяжелые бои в городе, а вынудить противника оставить Наро-Фоминск без боя, обойдя его с севера и юга. Что и произошло в ночь на 26 декабря 1941 года. Противник, давно уже находившийся под угрозой окружения, ночью оставил город. Мудрое решение командарма спасло не одну сотню человеческих жизней, а городу удалось избежать лишних разрушений.
Подвиг наших бойцов и командиров в период битвы под Москвой бессмертен, и исследователи еще не раз будут обращаться к нему, дополняя картину этой победы все новыми штрихами и неизвестными доселе фактами. Однако память о том героическом и трагическом периоде в истории нашей Родины не нуждается в подтасовке фактов и неверном описании тех или иных событий, искажая правду о Великой Отечественной войне в целом, как порою делают некоторые политики и историки. (ФО 22)
В оперативных сводках штаба 33-й армии по состоянию на пять часов утра и семнадцать часов дня 26 декабря 1941 года никаких докладов о взятии Наро-Фоминска нет. Но уже в оперативной сводке № 259 на пять часов утра 27 декабря 1941 года отмечается:
«1. К исходу 26.12. части 222 сд заняли г. Наро-Фоминск….»2.
Обратите внимание на формулировку – именно заняли, а не взяли с боем.
На запрос штаба Западного фронта об обстоятельствах освобождения города Наро-Фоминска, 27 декабря 1941 года заместитель начальника штаба 33-й армии полковник С.И. Киносян дал следующее объяснение:
«По поводу занятия НАРО-ФОМИНСК прошу доложить тов. ГОЛУШКЕВИЧУ следующие предварительные сведения:
1. Немцы, организовав сильный огневой заслон с юго-востока вдоль линии ж.д. на участке КЗ. СВХ. КОТОВО фронтом на юго-восток и такой же заслон на опушках леса северо-западнее города, оставили за собой дорогу НАРО-ФОМИНСК, БОРОВСК, по которой увели живую силу городского гарнизона и, по-видимому, свою материальную часть.
2. К исходу дня разведподразделения 222 и 1-ой гвард. и отдельные командиры вошли в город и свободно прошли по его улицам.
3. О том, в каком состоянии город и что именно оставлено немцами в нем, доложить сейчас не могу, выясняем. Есть данные, требующие проверки, что будто немцы многие предметы вооружения заминировали.
4. В городе обнаружена одна женщина, старуха, которая прибыла туда из БОРОВСКА: рассказывает, что немцы из города ушли постепенно в течение последних двух дней, и о том, что в БОРОВСКЕ большое скопление войск. Вот все, что можно было пока доложить предварительно.
5. Противник продолжает удерживать свои основные, заранее подготовленные опорные пункты, как, например, район КОТОВО, ЕЛАГИНО, АТЕПЦЕВО и вдоль западного берега р. ИСМА…КИНОСЯН»3.
Вот она, вся правда об освобождении нашего родного города, и нет никакого смысла что-либо выдумывать.
Особые слова благодарности и признательности следует сказать бойцам и командирам 1-й гв. мсд, которые на протяжении двух с лишним месяцев вели боевые действия с противником непосредственно в районе города Наро-Фоминска и, удерживая оборону по восточному берегу реки Нара, не позволили ему развить наступление на этом направлении. Кстати, снимок, на котором старший лейтенант Матвеев водружает знамя над зданием горсовета, сделан два дня спустя, но это не так важно. Главное, что к исходу 26 декабря 1941 года Наро-Фоминск был освобожден от врага и сапог немецкого солдата уже больше никогда не топтал его улиц.
Следует отметить, что подразделения 258-й пд после оставления Наро-Фоминска не бросились бежать в сторону Боровска, как описывается в ряде произведений, а организованно заняли оборону по опушке леса всего в 1 км юго-западнее города, где еще на протяжении двух недель сдерживали наступление частей 33-й армии.
1 См.: Виноградов А.П., Игнатов А.А. Герой – командарм – М: ВИ, 1967. С. 156.
2 ЦАМО РФ, ф. 388, оп. 8712, д. 14, л. 241.
3 ЦАМО РФ, ф. 388, оп. 8712, д. 41, л. 49-50. Подчеркнуто автором
Владимир Мельников
Комментарии (0)
Добавить комментарий