Старообрядцы

Рассказывая читателям на страницах «ЦГ» об усадьбах и храмах Наро-Фоминского района,  автор этих строк не мог не коснуться старообрядческой верейской церкви  Покрова Пресвятой Богородицы. Не скрывая при этом, что поводом и желанием рассказать о старообрядцах (по-иному староверах) послужила и одна из ветвей собственного родового корня, берущая начало от староверов северных областей Нижегородской губернии. Следует сказать, что старообрядчество – это не противоречащее православию религиозное движение, а одно из направлений русской православной церкви, отвергающее предпринятую в 1650-1660-х гг. патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой являлась унификация богослужебного чина Русской Церковью с Греческой и, прежде всего, с Церковью Константинопольской. Эта реформа привела к расколу Русской православной Церкви, сопровождавшемуся многие годы трагедиями для десятков тысяч человеческих жизней, отданных за верность старой вере.  
Главным противником реформ Никона был протопоп Аввакум – мыслитель, писатель, публицист, автор многих сочинений, среди которых знаменитые «Житие», «Книга бесед», «Книга толкований», «Книга обличений» и др. Его считают родоначальником новой российской словесности, вольного образного слова, исповедальной прозы. После тюремного содержания в Пафнутьево-Боровском монастыре он был сослан  в Пустозёрск, где 14 лет  просидел на хлебе и воде в земляной тюрьме, продолжая свою проповедь и рассылая грамоты и послания. Резкое письмо к царю Фёдору Алексеевичу, в котором протопоп Аввакум критиковал его отца Алексея Михайловича и ругал нового патриарха Иоакима, решило его участь. Его вместе с товарищами и последователями заживо сожгли в деревянном срубе.
Старообрядцы почитают Аввакума священномучеником и исповедником, последователями которого были, в том числе, и известные родные сёстры боярыня Морозова и княгиня Урусова, сосланные царём Алексеем Михайловичем в Пафнутьево-Боровский монастырь, где они подвергались пыткам. Не отказавшись от своих убеждений, обе женщины скончались в монастыре от голода.
В период жестоких гонений старообрядцев, продолжавшихся не только в период царствования Алексея Михайловича, но и его сына Петра Алексеевича (Петра I),  староверы вынуждены были скрываться и существовать практически в подполье. Они  целыми семьями уходили из родных насиженных мест, осваивая новые просторы необъятной Сибири, Камчатки, Аляски, Тихоокеанского побережья Северной Америки и Алеутских островов. Трудная борьба с суровой сибирской природой и гонениями властей превращала их в сильных духом и телом людей – сибиряков, закаляла характеры.
В XVIII-XIX веках притеснения староверов периодически ослабевали, в частности, кое-где им было разрешено строить часовни, не имеющие алтарей для служения литургии. Поэтому старообрядцы либо открывали тайные молельные, либо, по мере возможности, строили небольшие церкви, называя их часовнями. Подобная молельная, как рассказывали верейские старожилы, была построена и в Верее. Но в 1814 г. по одним данным, а по другим в 1816-ом старообрядцы построили новую каменную часовню, уцелевшую до настоящего времени. Особые усилия для её строительства и нового молитвенного дома приложили купцы Борис Петрович Томилин, Даниил, Михаил, Сергей и Андрей Глушковы, Иван и Георгий Шевелевы, Георгий Мартьянов и другие. Улица стала называться Часовенной. А 30 октября 1916 г. верейская старообрядческая община торжественно отметила столетие храма.
Между тем хочу  заметить, что из старообрядческих семей вышли такие известные промышленники, как Морозовы, Рябушинские, Прохоровы и многие другие предприниматели того времени, воспитанные в строгих правилах нравственной культуры староверов. 
Упоминая Рябушинских, любопытную вещь нашёл автор этих строк в ревизских сказках, относящихся к 1811 году. В них указывается, что «В Барашской слободе, сентября 27 дня третьей гильдии купец Михаила Яковлев 24 лет прибыл в 1802 году июня 18 дня, Калужской губернии,  Боровского   уезда, Атепцовской волости, Ребушинской слободы, из экономических крестьян; жительствует в Пятницкой части церкви Черниговской у пономаря Ивана Михайлова. У него Михаила жена Афимья Степанова 18 лет». Из записи автору этих строк интересно было узнать не только о том, откуда взял свою фамилию известный род промышленников и политиков Рябушинских, но и то, что задолго до образования нынешнего Атепцевского сельского поселения Наро-Фоминского района, а в советское время Атепцевского сельского Совета, Атепцевская волость более чем 200 лет назад уже была волостным административным центром Боровского уезда. То, что значительная часть земли нынешнего Наро-Фоминского района ранее входила в состав Боровского уезда, рассказывать читателям не нужно, об этом не раз писали краеведы в разных изданиях. В том числе и в «ЦГ» в очерке о главе  посольского приказа царя Ивана Грозного и Бориса Годунова Андрее Яковлевиче Щелкалове (10.06.2010 года №24 (239)). Он до смерти в 1584 году Ивана Грозного подарил принадлежавшие ему Атепцево, Котово с деревнями и пустошами на реке Наре Пафнутьево-Боровскому монастырю.
Но возвращаясь к теме старообрядцев, следует напомнить  и  историю самого Пафнутьево-Боровского монастыря и его основателя – Пафнутия.  А также рассказать не только о жестокой смерти в его стенах боярыни Морозовой и княгини Урусовой, но и о героическом прошлом в Смутное время самой  обители, о чём вы, дорогой читатель, узнаете со страниц газеты «Центр города» в последующих номерах.

Валерий Ипатов

[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий