Экологии пришла покрышка

Старые шины для благоустройства дворов – скрытая угроза экологии

Если пройти по улицам и переулкам населённых пунктов района, включая  дачные кооперативы и садовые товарищества, особенно в глубинке, то внимательный человек, конечно, заметит огромное количество использованных автомобильных шин, которые после изъятия из эксплуатации применяются совсем в иных целях. В отличие от списанных и сдаваемых в металлолом старых кабин и кузовов автомобилей автошины продолжают активную жизнь, «украшая» внешний вид городских и сельских поселений.
Используют их в качестве цветников и небольших клумб, своеобразных «шлагбаумов» и «пограничных столбов», преград для проезда «вражеского» автотранспорта. Неимоверно большое их количество мы можем наблюдать на территориях детских садов. Яркие краски, которыми раскрашены шины, придают детским площадкам праздничный и нарядный облик, они кажутся намного безопаснее для детей, чем металлические и деревянные конструкции. Но безопасность эта, как выясняется, обманчива.
Зародилась эта практика в 60 - 70-х годах прошлого века. Наиболее активно старые шины для «украшений» и пр. внедряли предприятия, у которых на балансе имелся большой автопарк, так как возиться со старыми покрышками было накладно, да и не было тогда практики их утилизации. Работники дорожного и жилищно-коммунального хозяйства, жилищно-строительных кооперативов, школ и дошкольных детских учреждений, предприятий быта и торговли буквально набросились на «ноу-хау» - идею использования вторсырья в целях благоустройства прилегающих территорий , ведь не надо было устанавливать красивые штакетники, не надо их ремонтировать.
Так и осталась с нами эта практика, перекочевав из XX в XXI век. Наро-Фоминск, Апрелевка, Кокошкино  и даже образцовый тогда посёлок Селятино... Везде мы видим одинаковую картину. Вместе с тем, как мне сообщили в Наро-Фоминском территориальном отделе управления Роспотребнадзора (санитарно-эпидемиологической службе), вышедшие из эксплуатации изношенные шины являются серьёзным источником загрязнения окружающей природной среды: они не подвергаются биологическому разложению, весьма при этом огнеопасны и с трудом поддаются тушению, являются идеальным местом для пристанища грызунов и кровососущих насекомых, то есть служат и источником инфекционных заболеваний. Кроме того, если старую шину закопать или просто выбросить на свалку, то осадки и грунтовые воды будут много лет вымывать из неё вредные для экологии токсичные органические соединения, которые начнут загрязнять почву.
Что дороже – экономия на благоустройстве или здоровье людей и в первую очередь детей? Но эти вопросы должны решать не только местные власти, но и сами жители. Отработанные шины, по мнению многих учёных,  уже не просто проблема городов, а настоящее экологическое бедствие.
Во всём мире более чем 3 миллиарда шин выбрасывается на свалку каждый год. И сколько уже накопилось на свалках! Приблизительно 80% шин сделано из нефти, а это  потерянный, невозобновляемый природный ресурс. В развитых странах мира предлагаются всё новые и новые идеи. Государство, инвесторы вкладывают в это дело большие деньги. Отпадает необходимость закапывания старой резины в землю или её сжигания, которое приводит к загрязнению земли, воды и воздуха.
Сегодня в России насчитывается 20 предприятий по производству автомобильных шин, такие заводы есть в Москве, Омске, Барнауле, Красноярске, Ярославле... Но утилизировать «поезженную резину» у нас сегодня практически невозможно: во-первых, не хватит площадей под специальные свалки, во-вторых, нет специализированных заводов по переработке и утилизации, а в-третьих, покрышки не гниют. А между тем из них можно было бы делать прочную тротуарную плитку. Зимой на ней обувь не скользит, летом не скапливаются лужи.
Есть и другие предложения по утилизации шин, некоторые из них постепенно претворяются в жизнь. Так, на Западно-Сибирском металлургическом комбинате решили проблему утилизации отработанных автопокрышек следующим образом. Специалисты предприятия в Новокузнецке разработали уникальную технологию и теперь старую автомобильную резину используют при выплавке стали. Отработанные автопокрышки от легковых и грузовых автомобилей способны заменить уголь, который традиционно используется при производстве стали.
Автомобильные шины — превосходное топливо для предварительного подогрева металлолома. Тонна угля в среднем стоит более тысячи рублей, а использование отработанных покрышек больших дополнительных затрат не требует. Известны и некоторые другие отечественные технологии: переработка покрышек в крошку, гранулы и мазут, переработка покрышек пиролизом в жидкое топливо, техуглерод, металлокорд, переработка старых автомобильных шин криогенным способом на основе производства собственного дешёвого азота (безотходное производство), применение резиновой крошки для улучшения асфальтобетонной смеси.
Ещё один достойный пример. Работающий в Южной Америке российский учёный Мухамед Тленкопачев и его коллега из Мексики Селена Гутьеррес Флорес предложили новый метод каталитического разложения каучука, который открывает заманчивую перспективу покончить со свалками старой автомобильной резины. Новый метод позволяет получать из старых покрышек каучук для изготовления новых автошин, а также жидкие углеводороды с контролируемой молекулярной массой и структурой, пригодные для производства целой гаммы продуктов — от клея до синтетического горючего.
Но мгновенной экологической революции пока не предвидится. Тем не менее убрать раскрашенные старые автомобильные шины из своих дворов, в первую очередь с детских площадок мы всё же в состоянии.


Наша справка

Из официальных источников известно, что на сегодняшний день в Наро-Фоминском районе зарегистрировано более 70 000 автомобилей. На каждую единицу техники в год уходит два  комплекта  резины  - зимней и летней. Срок эксплуатации шин на один автомобиль (а это 8 автошин) составляет в среднем 3 года. Таким образом, за 3 года наш район вырабатывает 560 000 единиц автомобильных покрышек.


И ещё наша небольшая подсказка для предприятий нашего района, на территории которых скопилось немало б/у автопокрышек. Недалеко от Москвы, а именно по адресу: Люберецкий район, д.Машково, Кореневский туп., д.2, владение Б расположен приёмный пункт НО «ЭКО-ФОНД», которая оказывает  услуги по приёму на утилизацию (переработку) старых покрышек и шин. Компания  не накладывает никаких ограничений ни на количество, ни на характеристики принимаемых отходов - сюда можно привозить абсолютно любые б/у шины в абсолютно любом состоянии, сделав предварительную заявку по телефонам: 8(495)943-10-25 и +7(901)593-10-25. Приём заявок ежедневно с 09:00 до 18:00. Сайт http://eko-fond.ru/.

Энвер Софинов


 

[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий