70-летию битвы под Москвой...

От обороны к наступлению

В течение 4-5 декабря противник, атакуемый частями 33-й армии, все-таки смог отойти в исходное положение, заняв оборону по тому рубежу, который занимал до перехода в наступление. Немецким войскам не удалось прорвать оборону наших войск, несмотря на то что дивизии 33-й армии и соседней 32-й сд 5-й армии понесли очень большие потери, 222-я сд потеряла более пяти тысяч бойцов и командиров. Два полка 113-й сд (1290-й и 1292-й) недосчитались 1243 человека. 1289-й сп майора Беззубова, оборонявшийся в районе ташировского поворота, только убитыми потерял 327 человек.
Очень большими были потери среди командного состава. Так, по данным штаба 33-й армии, некомплект командиров был просто огромным и составлял 831 человек, в том числе: 1-я гв. мсд – 130 человек; 110-я сд – 127; 113-я сд – 336; 222-я сд – 213; остальные части армии – 25. В 222-й сд недоставало: командиров полков – 1; командиров стрелковых батальонов – 5; командиров рот – 19; командиров взводов – 951.
Вражеские войска также понесли очень большие потери. Так, 258-я пд, действовавшая в районе Таширово, потеряла 895 человек. Также большими были потери офицерского состава. Командующий группой армии «Центр» генерал-фельдмаршал Федор фон Бок отмечал: «…Потери офицерского и унтер-офицерского состава пугающе велики и в настоящее время могут быть пополнены меньше, чем потери рядовых»2 .
В ходе боевых действий в районе Наро-Фоминска советские бойцы и командиры проявили чудеса героизма. Хочется верить, что газета «Центр Города» позволит рассказать об этих фактах несколько позднее. Мне кажется, жителям Наро-Фоминска и его окрестностей будет очень интересно узнать об этих событиях, которые происходили именно там, где мы сейчас живем, работаем, отдыхаем, не задумываясь о том, что происходило здесь 70 лет назад.
Последующие несколько дней декабря обстановка в полосе обороны армии оставалась в целом спокойной, что было обусловлено не только стремлением привести войска в порядок, но и наступившими сильными морозами.
Окончание боев под Наро-Фоминском совпало по времени с началом контрнаступления Красной Армии под Москвой, в связи с чем в частях армии наблюдался некоторый эмоциональный подъем. Вместе с тем надо сказать и о том, что в войсках явно прослеживались «шапкозакидательские» настроения.
Свою лепту в это внесла неумно организованная партийно-политическая и разъяснительная работа в частях. Вместо того чтобы готовить войска к последующим активным действиям, вскрыв допущенные ошибки и наметив пути их устранения, политработники постоянно вбивали в сознание бойцов и командиров мысль о том, что враг ослаб и вот-вот побежит, что скоро немецкие солдаты повернут оружие против Гитлера. Все это только расхолаживало людей. В немалой степени этому способствовало и то, что штабы  и командиры своими выдуманными и завышенными данными о потерях противника породили  самоуспокоенность у бойцов и командиров, многие из которых свято верили в то, что немецкая армия на грани краха.
Днем 10 декабря из штаба Западного фронта была получена телеграмма с коротким, но долгожданным для всех содержанием:
«ВОЕНСОВЕТАМ 5, 33, 43, 49 АРМИЙ ВПРЕДЬ ДО ОСОБЫХ УКАЗАНИЙ ПОДЖОГИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ПРЕКРАТИТЬ.
ЖУКОВ      БУЛГАНИН»3 .
По стечению обстоятельств последним населенным пунктом, который был уничтожен нашими бойцами и командирами в полосе обороны 33-й армии, стало с. Таширово, которое сожгли буквально накануне. Из донесения штаба 1-й гв. мсд:
«…В ночь и с утра 9.12.41 сожжена деревня Таширово…»4 .
Вечером этого же дня генерал Ефремов отдал приказ о подготовке войск армии к наступлению и проведении 12-13 декабря разведки боем. В ходе разведки боем, планировавшейся в полосе обороны 1-й гв. мсд, командующий армией решил провести частную операцию по освобождению г. Наро-Фоминска силами отдельного отряда, составленного на базе 6-го мсп и усиленного двумя лыжными батальонами и саперами. Командовать этим отрядом предстояло командиру 6-го мсп полковнику Гребневу.
Что побудило генерала Ефремова принять решение о проведении частной операции по освобождению Наро-Фоминска таким слабым по составу отрядом, сказать очень сложно: или штаб армии посчитал, что группировка противника, находящаяся в городе, не столь сильна, как раньше, или были на это еще какие-то причины. Одно можно сказать точно: задача, поставленная перед отрядом, была абсолютно нереальной, что и показали последующие события.
Удивительно, но сводный отряд под командованием полковника Гребнева даже не смог вовремя начать разведку боем. Вместо 22 часов 12 апреля она началась только в 7 часов утра следующего дня. Потери сводного отряда во время разведки боем составили 114 человек 5.
Сохранившиеся в архиве доклады штаба 1-й гв. мсд о ходе боевых действий в тот день совершенно не соответствуют тому, что происходило на самом деле, начиная от выхода сводного отряда на правый берег р. Нары в пределах городской черты, заканчивая якобы потерей связи.
В журнале боевых действий 33-й армии эти события отображены следующим образом: «Действия отряда – удар с тыла на НАРО-ФОМИНСК и разведгрупп на остальных участках, вследствие сильного огневого сопротивления и контратак противника желаемых результатов не дали…»6 .
13 декабря была получена директива командующего Западным фронтом о подготовке армий центра к наступлению. 33-й армии была поставлена следующая боевая задача:
«…КОМАНДАРМУ 33, группировкой в составе не менее 4-х стрелковых дивизий со средствами усиления с исходного положения (иск) НАРО-ФОМИНСК, КАМЕНСКОЕ с рассветом 18.12 нанести удар в направлении БАЛАБАНОВО, МАЛОЯРОСЛАВЕЦ, разбить противника и к исходу 18.12 выйти на рубеж ТАШИРОВО, МИШУКОВО, БАЛАБАНОВО…»7
14 декабря в состав армии была передана 338-я сд, а через два дня – 201-я сд. Но если с 338-й сд особых проблем не было, то многострадальная 201-я сд в силу разных причин довольно долго перебрасывалась к Наро-Фоминску по железной дороге и в пешем порядке, к тому же в сильнейшие морозы.
Командир 191-го сп подполковник Варкаля докладывал командиру 201-й сд полковнику Вейкину:
«…В результате усиленного марша (42 км.) при крайне низкой температуре воздуха весь личный состав полка до крайности утомлен, конский состав на 70-75% устал и без отдыха нетрудоспособен.
…полк сейчас же к выполнению напряженного боевого задания с высокими результатами не готов...»8 .
Вскоре стало ясно, что дивизия явно не успевает сосредоточиться в полном составе в указанном районе к началу наступления. Это внесло большую путаницу в действия войск. Буквально в ночь перед наступлением командованию армии пришлось перекраивать боевые задачи дивизиям. Все это впоследствии самым негативным образом скажется на действиях 33-й армии.


 1 ЦАМО РФ, ф. 388, оп. 8712,         д. 7, л. 46-48.
 2 См.: Откровения и признания. Секретные речи. Дневники. Воспоминания. – Смоленск: Русич, 2001. С. 404.
 3 ЦАМО РФ, ф. 208, оп. 2524, д. 20, л. 40.
 4 ЦАМО РФ, ф. 388, оп. 8712, д. 7, л. 204.
 5 ЦАМО РФ, ф. 388, оп. 8712, д. 14, л. 196.
 6 ЦАМО РФ, ф. 388, оп. 8712, д. 26, л. 25-27.
 7 ЦАМО РФ, ф. 208, оп. 2511, д. 222, л. 80-82.
 8 ЦАМО РФ, ф. 1143, оп. 1, д. 11, л. 3.
Владимир Мельников

[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий