Внимание И.В.Сталина в эти дни было приковано к Наро-Фоминску

В час ночи 24 октября 1941 года из штаба фронта неожиданно пришла телеграмма следующего содержания:
«КОМАНДАРМУ 33 ЕФРЕМОВ
У Тов. СТАЛИН лично приказал передать тов. ЛИЗЮКОВУ и тов. МЕШКОВУ, что он считает делом чести 1-й МСД очистить к утру 24.10 НАРО-ФОМИНСК от противника. Об исполнении этого приказа тов. ЛИЗЮКОВУ и тов. МЕШКОВУ доложить 24.10 лично тов. СТАЛИНУ ЖУКОВ БУЛГАНИН»

По воспоминаниям очевидцев, в тот момент, когда генерал Ефремов зачитывал подчиненным командирам содержание телеграммы, в помещении штаба стояла мертвая тишина. Никто из присутствующих не ожидал подобной реакции руководства страны на ход боевых действий в районе Наро-Фоминска. Совещание и постановка задач были предельно короткими, все хорошо понимали, что означает для каждого из них эта телеграмма: надо было  или умереть, или выполнить поставленную задачу. Следует отметить, что за три дня предыдущих боев за Наро-Фоминск дивизия уже потеряла 1521 человека убитыми, ранеными и пропавшими без вести2.
В шесть часов утра, после непродолжительной артподготовки и двух залпов гвардейских минометов, подразделения 175-го и 6-го мсп во взаимодействии с танкистами 5-й тбр перешли в наступление на противника, оборонявшегося в жилых кварталах Наро-Фоминска. Особая надежда возлагалась на танкистов.
Как только наши подразделения поднялись в атаку, противник открыл ураганный минометный и ружейно-пулеметный огонь. С первых же минут бой за город приобрел ожесточенный характер. Немецкая пехота оказывала яростное сопротивление. Весь день шел кровопролитный бой с большими потерями для обеих сторон, однако дивизии не удалось очистить город от противника. Лишь 4-я стрелковая рота 175-го мп под командованием старшего лейтенанта Кудрявцева захватила и удерживала в своих руках один из корпусов ткацко-прядильной фабрики.
В 19 часов 45 минут была получена очередная телеграмма Военного совета Западного фронта: «Т. ЕФРЕМОВУ

Т. ЛИЗЮКОВ и т. МЕШКОВ до сих пор не донесли ничего об исполнении приказа т. СТАЛИНА. Немедленно пошлите донесение, копию представьте нам. ЖУКОВ БУЛГАНИН». А докладывать было, по сути дела, нечего. Бой за город не принес желаемого результата, не говоря о том, что на улицах Наро-Фоминска дивизия потеряла убитыми, ранеными и пропавшими без вести 761 человека. После долгих раздумий было решено отправить в адрес И.В. Сталина и командования Западного фронта телеграмму следующего содержания:
«МОСКВА. ТОВ. СТАЛИНУ.

К 20.00 овладел северной, западной, северо-западной, центральной и юго-восточной частью города НАРО-ФОМИНСК. Упорные бои продолжаются. Подробности дадим шифром.

ЛИЗЮКОВ,МЕШКОВ   24.10.41.     21.40».

Некоторое время все с замиранием сердца ждали реакцию Верховного Главнокомандующего на доклад командования 1-й гв. мсд, однако никакого ответа на телеграмму не последовало.
На других участках обороны продолжались не менее кровопролитные бои. Остатки подразделений 151-й мсбр сражались с врагом в районе Ляхово, Ястребово, Юматово, Радчино.
222-я сд, прорвав оборону противника на участке Шубинка, Бавыкино, с боем вышла из окружения и к исходу дня заняла оборону на рубеже Маурино, Любаново, школа Таширово.
Московский маршевый батальон, предназначенный для пополнения 110-й сд, по приказу генерала Ефремова прикрыл брешь между 1-й гв. мсд и 110-й сд, заняв оборону на рубеже: бараки, Горчухино, Атепцево, - что позволило несколько усилить оборону на этом участке.
Утром штаб армии наконец смог установить связь со штабами 110-й и 113-й стрелковых дивизий. 113-я сд занимала оборону на рубеже Каменское, Клово, Романово, Панино. 1287-й сп 110-й сд находился в районе с. Каменское, а 1291-й сп был обнаружен в районе деревни Пучково. Как он оказался там, в 40 км северо-восточнее Наро-Фоминска, одному Богу известно. Автор вначале даже усомнился в достоверности этих данных, ибо найти другой подобный пример, чтобы полк оставил свои позиции и безоглядно бежал от врага 65 км, очень сложно. Но на самом деле все так и было. Вскоре был обнаружен еще один документ, а затем данный факт нашел свое подтверждение в «Дневнике ополченца», который вел тогда политрук артиллерийской батареи этого полка П.П. Пшеничный. Вот что он рассказал о том, как их полк оказался в этом  районе:
«…Ночь и день двигаемся, утопая в грязи, проселками и лесами в направлении Красной Пахры.

21 октября. Прибыли в Красную Пахру. Отдыхаем, отмываемся от грязи. Прошло уже три дня с момента нашего панического бегства от деревни Климкино. От полка осталось не более 300 человек, полковой обоз, противотанковая батарея с 2-3 пушками и наша 76-миллиметровая артиллерия с двумя пушками. Командования и штаба нет. Где они – никто не знает. Все в растерянности. Задаешься вопросом: - кто виноват? Кто довел до такого состояния нашу сильнейшую армию?
Мы же десятилетиями оснащали ее боевой техникой. Где танки? Где авиация?

23 октября. Переехали из Красной Пахры в дер. Пучково под командованием своих бесславных командиров. Нужно переформирование дивизии. То, что мы имеем сейчас, - это деморализованная, небоеспособная масса. Командование не отличается ни энергией, ни умением руководить боем…

24 октября. Стоим в дер. Пучково. Весь день стоим и ждем команды к движению. Люди из-за этого не могут привести себя в порядок – сменить и постирать белье. Растет возмущение. Чувствуется бездеятельность и отсутствие воли у командования. От полка здесь не более 500 человек, остальные разбрелись в направлении Наро-Фоминска, Подольска и даже Москвы. Состояние людей подавленное, при первой же стычке бойцы опять разбегутся в разные стороны…»
Вечером этого же дня командующий армией своим приказом отстранил командира 110-й сд полковника С.Т. Гладышева от занимаемой должности. Исполняющим обязанности командира дивизии был назначен командир артиллерийского полка 60-й сд полковник И.И. Матусевич.
Поздно вечером командиры дивизий получили приказ командарма на наступление. Чем было обусловлено данное решение генерала Ефремова, сказать сложно, ибо дивизии, за исключением 1-й гв. мсд, были практически небоеспособными. По всей видимости, на активных действиях армии настоял генерал Г.К. Жуков.


1.ЦАМО РФ, ф. 388, оп. 8712, д. 13, л. 54.
2.Там же, л. 57.
3.ЦАМО РФ, ф. 388, оп. 8712, д. 13, л. 52.
4.ЦАМО РФ, ф. 388, оп. 8712, д. 13, л. 58.
5.ЦАМО РФ, ф. 388, оп. 8712, д. 13, л. 51.

Владимир Мельников











 

[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий