Резервный фронт

С захватом фашистами Смоленска обстановка на Западном фронте осложнилась, т.к. враг стал непосредственно угрожать Москве. В эти дни Государственным Комитетом Обороны (ГКО) принимается решение о создании из 10 дивизий московского ополчения, о котором мы рассказывали в предыдущем очерке, двух армий, по 5 дивизий в каждой. К ним добавлялись ещё 5 дивизий НКВД. Таким образом, из 15 дивизий было создано 3 армии: 32-я, 33-я и 34-я. В состав 33-й армии, кроме ополченцев, решением ГКО вошли ещё три дивизии НКВД и 109-я танковая дивизия. Вместе с этим на западном направлении 30 июля 1941 г. на основании директивы Ставки Верховного Главнокомандующего (ВГК) от 29 июля 1941 г. был образован Резервный фронт с целью объединения действий резервных армий на Ржевско-Вяземском оборонительном рубеже. В состав созданного фронта вошли 24-я, 31-я, 32-я, 33-я и 34-я армии. В последующем к ним добавились 43-я и 49-я армии, Ржевско-Вяземский и Спас-Деменский укрепленные районы.
В соответствии с постановлением ГКО № 183сс «Вопросы Можайской линии обороны» от 17 июля 1941 г. командующими вновь созданных армий назначаются: 32-й – генерал-лейтенант Н.К. Клыков, 34-й – генерал-майор Н.Н. Пронин и 33-й армией – комбриг Д.П. Онуприенко.
Из послужного списка Дмитрия Платоновича Онуприенко известно, что в битве под Москвой он участвовал в должности командующего 33-й армией. А из его биографии следовало, что  родился он  25 октября 1906 г. в с. Щупики (Богуславского района Киевской области, УССР). После окончания в 1925 г. 7-ми классов поступил в Киевскую пехотную школу, которую окончил в 1926 г. Вся его служба до Великой Отечественной войны прошла в войсках НКВД. Командовал взводом, ротой, был начальником заставы, командиром учебного дивизиона, инструктором, старшим инструктором боевой подготовки. В 1938 г. закончил Военную академию им. М.В. Фрунзе. С марта 1939 г. – заместитель начальника Главного управления конвойных войск НКВД СССР. В июне 1941 г. Онуприенко назначают начальником штаба Московского военного округа, которым командовал П.А. Артемьев, в прошлом начальник управления подготовки оперативных войск НКВД. Но, как видно из  биографии и послужного списка Дмитрия Платоновича, он никогда не командовал корпусом, дивизией и даже полком, а об армии и говорить не приходится. И, само собой, конечно, не имел боевого опыта руководства таким крупным соединением. Тем не менее его назначают командармом 33-й армии.
Для читателя может показаться странным такое назначение. Странным оно показалось и автору этих строк. Но это назначение осуществлялось сведущими в военном деле людьми. Рекомендовали его на утверждение Сталину в качестве командарма 33-й не кто иные, как П.А. Артемьев – командующий Московским военным округом - и Г.К. Жуков, в то время начальник Генерального штаба РККА. Такое решение можно лишь объяснить нехваткой опытных и боевых офицеров, среди которых высший и старший начальствующий состав, не говоря уже о среднем, находился в лагерях и тюрьмах после массовых чисток и репрессий, в то время как на фронте ротные командовали батальонами, а комбаты полками. Кроме этого следует добавить, что Онуприенко принимал участие в формировании 5 дивизий НКВД, вошедших вместе с 10-ю дивизиями ополченцев в состав 32-й, 33-й и 34-й армий. И это обстоятельство, видимо, тоже могло повлиять на его назначение.
Однако отсутствие у Дмитрия Платоновича опыта и руководства крупными соединениями в боевых условиях ещё скажется своими негативными последствиями уже в первых боях с врагом. Но об этом позднее.  
С 30-го июля по 12-е сентября 1941 г. Резервным фронтом командовал Георгий Константинович Жуков. В этой должности силами 24-й армии он проводит наступательную Ельнинскую операцию (30 августа — 8 сентября), которая стала первой успешной крупной наступательной операцией Красной Армии с начала Великой Отечественной войны. После её окончания 11 сентября его назначают командующим Ленинградским фронтом, где к этому времени создалось угрожающее для Ленинграда положение. А командующим Резервным фронтом был назначен Семён Михайлович Буденный, занимавший эту должность с 13 сентября по 8-е октября 1941 года. 
На 1 октября 1941 г. накануне наступления немцев из района Рославля  33-я армия в составе 3-х (60-й, 173-й и 17-й) стрелковых дивизий занимала рубежи во втором эшелоне, прикрывая за спиной 43-й армии генерал-майора П.П. Собенникова три направления возможного наступления противника. Из них  60-я стрелковая дивизия генерал-майора Л.И. Котельникова находилась на правом фланге армии, закрывая железную и автомобильную дороги, ведущие в Спас-Деменск из занятого врагами Смоленска. На левом фланге 173-я стрелковая дивизия полковника Богданова прикрыла железную дорогу и путь из Рославля на Киров. В центре располагалась 17-я стрелковая дивизия, которой с момента её формирования из ополченцев Москворецкого района командовал полковник Петр Сергеевич Козлов. Эта дивизия оседлала Варшавское шоссе и тремя своими полками занимала позиции по линии Любунь — Земцы — Латыши.  Штаб командующего 33-й армии комбрига Д.П. Онуприенко находился в поселке Гайдуки.
С наступления 30-го сентября 2-й танковой группы генерала Гудериана в полосе Брянского фронта началось проведение спланированной немцами операции «Тайфун». Именно с 30 сентября 1941 года берёт своё начало битва за Москву, продолжавшаяся до конца апреля 1942 года.

При подготовке очерка использовались материалы книг авторов В.В Климанова; Н.Я.Комарова; Г.А. Куманёва.

Валерий Ипатов

 

[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий