Стоять насмерть!

Весь день 21 октября 1941 года соединения и части 33-й армии продолжали вести ожесточенные бои с противником. Врагу удалось окружить ряд подразделений 110-й сд и 151-й мсбр. Особенно тяжелым оказалось положение 1289-го сп 110-й сд, попавшего в окружение севернее разъезда Башкино. Командир полка подполковник И.А. Галагян и комиссар полка старший политрук А.М. Терентьев ранеными попали в плен. Только небольшой группе бойцов удалось в ночь на 22 октября прорваться из окружения и выйти в районе деревни Конопеловка.
В это же время в районе ташировского поворота с отрядом в 150 человек вышел из окружения командир 1283-го сп 60-й сд майор Н.А. Беззубов, которому было приказано объединить в один отряд остатки обоих полков и занять оборону по восточному берегу р. Нара, правее 175-го мсп.
1-я гв. мсд, занявшая оборону на западной и юго-западной окраине Наро-Фоминска, получила приказ генерала Ефремова о подготовке к наступлению, назначенному на утро следующего дня.     Главную ударную силу дивизии составляла 5-я танковая бригада, имевшая в своем составе 38 танков. Командовал бригадой подполковник М.Г. Сахно, комиссаром бригады был Герой Советского Союза А.В. Котцов, удостоенный этого высокого звания еще за Халхин-Гол. В полночь из штаба Западного фронта была получена радиограмма:
«По имеющимся данным противник небольшим количеством танков в 16.30 вышел ТАШИРОВО.
КОМАНДУЮЩИЙ ПРИКАЗАЛ:
Немедленно выявить фактическое положение в районе ТАШИРОВО и сегодня же ночью выбросить противника из ТАШИРОВО и прикрыть направление на КУБИНКА, овладев и твердо закрепив за собой ПЛЕСЕНСКОЕ силами стрелкового батальона, танками до батальона; КУЗЬМИНКА – батальон пехоты с танками и не менее батальона иметь ТАШИРОВО.
Исполнение донести к 8.00 22.10.41 г.»1
Штаб 33-й армии имел самые противоречивые сведения как о положении своих соединений, так и противника. Вносила свои коррективы и погода: дороги вследствие осенней распутицы были практически непроходимыми. Многие немецкие генералы, рассказывая о битве под Москвой, уделяют особое внимание «Ее Величеству Погоде», которая, по их мнению, стала главной причиной их поражения, забывая о том, что дороги пришли в негодность по обе стороны фронта. Погодные условия стали тем фактором, который лишь усугубил ситуацию в стане врага вследствие всевозрастающего сопротивления наших войск. В сводке немецкого командования отмечалось:
«…противник по-прежнему оказывает упорное сопротивление и не сдает без боя ни пяди земли, ни одного дома…»
Используя темное время суток и промежутки в боевых порядках наших войск, в ночь на 22 октября части противника незаметно вышли к окраинам Наро-Фоминска. 
В 5.30 утра, после непродолжительной артиллерийской подготовки, отряд майора Беззубова завязал бой с подразделениями противника в районе дачи Конопеловка. В шесть часов перешла в наступление 1-я гв. мсд.
Подразделения 258-й пд, усиленные танками, без особого труда отразили наступление отряда майора Беззубова. Столь же безуспешными были действия и 1-й гв. мсд. В ходе боя в западной части города погиб один из лучших ее офицеров – командир 175-го мсп подполковник П.В. Новиков.
Под натиском превосходящих сил противника наши части стали отходить в район фабричного поселка. Немецкая авиация беспрестанно бомбила город и боевые порядки частей. Во второй половине дня вражеская пехота попыталась переправиться на восточный берег р. Нара, однако бойцы 175-го мсп отбили эту атаку.
С каждым часом ухудшалась ситуация на правом фланге армии. 222-я сд вела ожесточенные бои в Субботино, Назарьево, Семидворье. Связь с 151-й мсбр отсутствовала.
Крайне сложной была обстановка на левом фланге. 113-я сд занимала оборону в районе Аристово, Алопово. О 110-й сд вообще не было никаких данных, местонахождение ее частей было неизвестно.
К сожалению, и так бывало: целые полки и дивизии пропадали на поле боя, как корабли в Бермудском треугольнике. Сейчас трудно себе представить, какая неразбериха творилась на подступах к Москве поздней осенью 1941 года! За период с 16 по 21 октября дивизия потеряла убитыми, ранеными и пропавшими без вести 6179 бойцов и командиров2!
К вечеру бой за Наро-Фоминск достиг своей наивысшей точки.3 В 19 часов была получена телеграмма командующего войсками фронта:
«КОМАНДАРМУ 33 ЕФРЕМОВУ
Противник, пользуясь Вашей неповоротливостью, беспечностью и непониманием важности Кубинского направления, перехватил шоссе мелкими группами.
Приказываю немедленно развернуть всю 1 МСД, уничтожить противника в районе ТАШИРОВО, ПЛЕСЕНСКОЕ, КУЗЬМИНКА и закрыть разрыв между 222 СД и 110 СД, заняв фронт ПЛЕСЕНСКОЕ, АТЕПЦЕВО…» 4.
Можно понять резкость генерала Жукова: создалась явная угроза прорыва противника к Москве. Однако его приказ был абсолютно невыполнимым. Как можно было развернуть 1-ю гв. мсд и бросить ее в район Таширово, если дивизия «по рукам и ногам» была связана боем в городе?
Весь день 23 октября части армии продолжали сражаться с врагом. Особенно ожесточенные бои шли в районе Наро-Фоминска. Во второй половине дня противник на «плечах» наших отступающих войск вышел к каменному мосту и переправился на восточный берег, захватив плацдарм в районе церкви святого Николая Чудотворца, где разгорелся кровопролитный бой. В это же время  роты вражеской пехоты вышли в район станции Нара, где находился штаб 6-го мсп. Воины 1-й гв. мсд, проявив несгибаемую волю, смогли к исходу дня отбросить врага на противоположный берег.
222-я сд и остатки 151-й мсбр весь день сдерживали натиск врага, однако к вечеру дивизия все же оказалась в окружении в районе Шубино, Бавыкино, Семидворье.
Очень сложной оставалась обстановка и на левом фланге армии. Десятикилометровый участок местности от Атепцево до Каменского по-прежнему не был занят нашими войсками. Понимая опасность, которую таили в себе разрывы в обороне между соединениями, генерал Ефремов принял решение: путем отвода всех частей армии на восточный берег реки Нара создать сплошной рубеж обороны.
Предложение командующего 33-й армией, несмотря на его видимую целесообразность, вначале было принято в штыки генералом Жуковым, однако на этот раз разум победил эмоции, и командующий фронтом разрешил отвести 33-ю армию за р. Нара, прикрывшись ею, как «щитом».


1ЦАМО РФ, ф. 208, оп. 2511, д. 14, л. 51.
2ЦАМО РФ, ф. 1238, оп. 1, д. 1, л. 3.
3ЦАМО РФ, ф. 388, оп. 8712, д. 13, л. 34 -36.
4ЦАМО РФ, ф. 388, оп. 8712, д. 1, л. 5.

Владимир Мельников




 

[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий