70-летию битвы под Москвой и освобождению Наро-Фоминска посвящается .
До объединения в 1959 году Верейского и Наро-Фоминского районов они были самостоятельными административными единицами Московской области и имели свои органы управления, включая районные военные комиссариаты (РВК). За годы Великой Отечественной войны Верейским и Наро-Фоминским РВК было призвано в Вооружённые Силы нашей страны более 31000 человек. Эта цифра опубликована в московской областной Книге памяти, изданной по данным министерства обороны России к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне. Кроме краткой истории Наро-Фоминского района, в ней также опубликованы и списки погибших, пропавших без вести, умерших в плену в госпиталях, призванных комиссариатами в Верее и Наро-Фоминске. Но при этом она, к сожалению, не содержит сведений обо всех потерях призванных в довоенный период. Нет в ней данных и о погибших подпольщиках, партизанах, бойцах истребительного батальона. Но тем не менее сама книга не теряет своей ценности как документальный источник увековечивания памяти погибших при защите нашего Отечества в годы ВОВ.
В 15-й том Книги памяти, рассказывающей о Наро-Фоминском районе, вошли фамилии 7742-х верейцев и нарофоминцев, из которых 2915 считаются погибшими в бою; 867 человек – умершими от ран и болезней; 160 — умершими в немецко-фашистском плену; 3800 человек — пропавшими без вести. При этом хочу заметить, что из 3800 пропавших без вести за весь период войны с фашистами (47 месяцев) всего лишь за три месяца — февраль, март и апрель 1942 года, период завершения битвы под Москвой — пропало без вести свыше 1200 человек, т.е. 32 % из всех пропавших за всю войну. В апреле 2010 года на страницах «ЦГ» автор этих строк впервые в серии статей «В списке убитыми не значатся» сделал предположение, что значительная их часть пропала без вести в окружении под Вязьмой в составе Ударной группы 33-й армии. Конечно, оно было сделано лишь на основе косвенных, а не прямых данных. Но чтобы хотя бы приблизиться к реальным цифрам этих потерь и установления мест их гибели, автору этих строк не хватило бы и всей оставшейся жизни для поисковой работы в архивах.
Вместе с тем доведу до читателя, что перед началом войны на территории Наро-Фоминского района ещё с начала 1930-х годов расквартировывались две тесно связанные с Наро-Фоминским районом дивизии. Первая из них – Московская Пролетарская мотострелковая, в войну переименованная в 1-ю Гвардейскую Московскую мотострелковую дивизию, находилась в Алабино. А вторая – 14-я танковая в Наро-Фоминске. Но сначала на её месте дислокации была механизированная бригада имени Калиновского, затем части 50-го корпуса, а перед самой войной уже 14-я танковая дивизия 7-го механизированного корпуса. Вторая дивизия этого корпуса, 18-я танковая, располагалась в то время в Калуге.
Танкисты 14-й дивизии, направляясь к западной границе, покинули Наро-Фоминск за несколько дней до начала войны, а мотострелковая дивизия ушла на фронт из Алабино рано утром 23 июня 1941 года, впервые встретившись с врагом на берегах Березины, заняв оборону переправ у города Борисова. В свою очередь хотелось бы сказать, что если история Московской Пролетарской дивизии проходит очерченной линией через всю войну и послевоенный период вплоть до современных реформ в Вооружённых Силах страны, то у 14-й танковой дивизии судьба сложилась иначе. На 14-й день войны с 6 по10 июля 1941 года она приняла участие в танковом сражении под Сенно (Витебская обл., Республика Беларусь), где в составе своего 7-го и 5-го механизированных корпусов столкнулась с 3-й танковой группой немцев. С обеих сторон в этой битве, названной военными историками Лепельским контрударом, по различным источникам приняло участие около 2000 танков. В этом противоборстве танки 14-й танковой дивизии, как и 7-го и 5-го мехкорпусов, сгорели в бою. В живых остались лишь немногие экипажи боевых машин, и то не все вышли из последующего окружения.
Для сравнения замечу, что в известном танковом сражении на Курской дуге под Прохоровкой 12 июля 1943 года, считающимся самым крупным танковым сражением в годы Великой Отечественной войны, приняло участие с двух сторон лишь 1200 боевых машин. Таким образом, справедливости ради, наверное, самым крупным танковым сражением в ВОВ следует считать танковую битву под Сенно, а не под Прохоровкой, не умаляя при этом заслуг последних.
К этой весьма трагической истории, пожалуй, следует добавить ещё мало освящённый в документах факт. В корпусной артиллерии 14-й танковой дивизии 7-го мехкорпуса командиром гаубичной батареи служил старший лейтенант Я.И. Джугашвили — старший сын И.В. Сталина. Под Лиозно вместе с другими 16 июля он попал в немецкий плен. За бои при Лепельском контрударе он был представлен к награде. И лишь в 1977 году его посмертно наградили орденом Великой Отечественной войны.
Валерий Ипатов
Комментарии (0)
Добавить комментарий