Плесенское расположилось в 11 километрах к югу от Наро-Фоминска, а Шапкино находится чуть в стороне от Плесенского, немногим более чем в 2-х километрах. Вместе с тем, следует сказать, что Шапкино не всегда было деревней. Всего лишь более чем 300 лет назад оно было селом с каменным храмом Апостолов Петра и Павла, от которого к нынешнему времени сохранились лишь останки руинированной колокольни. Сама церковь была разрушена в советское время. Из краеведческих материалов протоирея Олега Пэнэжко следует, что церковь в селе Шапкино в 1707 году была возобновлена по прошению князя Ивана Осиповича Щербатова (1648-1727). Из этого можно сделать вывод, что одноимённая церковь в Шапкино существовала и до 1707 года и, видимо, была деревянной. О самом инициаторе строительства нового храма следует сказать, что князь Иван Осипович Щербатов с 1675 года был царским стольником. В 1692 году воеводой в Симбирске. А уже с 1698 года в Приказе сыскных дел. В 1700-1701 – судья Сыскного приказа. В те времена по церкви село стали называть Петровское. Но сам каменный храм Первоверховных Апостолов Петра и Павла был построен лишь в 1776 году. И всё же за селом сохранилось название Шапкино. У автора этих строк всегда вызывало любопытство, откуда это село могло взять своё название – Шапкино. Но не является секретом, что в прошлом сёла и деревни вотчинников и помещиков получали своё название от фамилий их хозяев. Так, в одном из предыдущих очерков об усадьбе Слепушкино автор этих строк предположил, что это село могло получить своё название от помещиков Слепушкиных. Один из представителей этого рода Иван Степанович Слепушкин являлся владельцем села Ильинское Крапивинского стана Верейского уезда. Также и основателями названия нынешней деревни Загряжское в прошлом Верейского уезда могли быть помещики Загряжские. Работая над очерком об усадьбе в селе Архангельское, опубликованном в предыдущем издании «ЦГ», автор этих строк в используемой литературе встретил следующие строчки, из которых следовало, что половина села Архангельское в 1663 году: «поместье мурзы Шемета Кудрявого, что было за литвином за Андреевым сыном Шапкина». Так, может быть, и село Шапкино, а ныне деревня, получило своё название от фамилии ее владельцев в прошлом? Впрочем, это всего лишь предположение, требующее документального подтверждения.
С названием деревни Плесенское немного сложнее, но объяснимо. В духовной грамоте Дмитрия Донского 1389 года вместе с селом Фоминским, одним из прародителей современного Наро-Фоминска, Суходолом с-Ыстию и Истервою (местностью между реками Нарой и Протвой или между Наро-Фоминском и Боровском), Вышегородом на реке Протве, следующее по порядку упоминается Плеснь. Автор этих строк пока не берётся отождествлять Плеснь с Плесенским, поскольку история – дело хрупкое и требует осторожного к себе внимания. Но в пользу этого отожествления говорят следующие обстоятельства. Во-первых, Фоминское, Суходол с-Ыстию и Истервую, Вышегород перечисляются в документе в строгой последовательности друг за другом, и все они располагались в прошлом на территории нынешнего Наро-Фоминского района. А поскольку в этом перечислении сразу после Вышегорода упоминается Плеснь, то почему она не могла бы стать прародителем деревни Плесенское, а до неё – Плесницкое, тоже расположенное в нашем районе? Во-вторых, во всех этих трёх названиях общее имя существительное и один общий корень. Возможно, покажется этого мало, но доводы, по мнению автора этих строк, для отожествления весьма весомые.
Во второй половине XVIII века в Плесенском (Плесницком) были усадьбы секунд-майора князя Г.А. Щербатова, майора Н.И. Ченцова, статского советника И.И. Крюкова и прапорщика М.С. Безбородко. В первой половине XIX века – усадьба московского генерал-губернатора князя А.Г. Щербатова и помещика Судакова. В начале XIX века вблизи Плесенского землевладелец Д.П. Скуратов построил стекольный завод. Это было, конечно, кустарное производство, на котором широко применялся ручной труд. Его продукция в основном реализовывалась владельцам ткацких фабрик и частично местным кустарям. Кроме этого известно, что Скуратов был владельцем фабрики в селе Фоминском, пока не продал её князю Щербатову.
Начиная с 1833 года усадьба в Плесенском принадлежала жене промышленника и учёного К.И. Шлиппе, титулированной советнице А.Ф. Шлиппе (урождённой Андрэ). О Шлиппе, владельцах усадьбы в Любаново мы также уже рассказывали ранее на страницах нашей газеты. Усадьбой в Плесенском они владели до 1917 года. Кстати, в Плесенском существовал химический завод К.И. Шлиппе. Усадебный дом XVIII века постройки в Плесенском не раз перестраивался, но, к сожалению, к настоящему времени не сохранился. Со слов старожилов деревни Плесенское, он сгорел ещё в середине 80-х годов прошлого века. В советское время в нём размещалась школа. Не сохранился и обелиск, посвящённый войне 1812 года, который был утрачен в 1930-х годах. Вместе с тем, сохранился парк усадьбы, правда, в достаточно заросшем состоянии, но его сохранившиеся по настоящее время периметральная обваловка позволяет определить место нахождения этого парка и сгоревшей школы.
Валерий Ипатов
на фото: Церковь Петра и Павла в Шапкино Наро-Фоминского района Московской области.
Автор С.И. Носиков. Снимок сделан 12 мая 2011 года
Комментарии (0)
Добавить комментарий