Усадьба в селе Архангельское

Усадьба Архангельское в Верейском уезде (прежде – Можайском уезде) была основана в конце XVII века княжеским родом Шихматовых, к  настоящему времени она не сохранилась, но сохранился храм Михаила Архангела с приделом святителя Николая Мирликийского Чудотворца, построенный в стиле классицизма в 1792 году. В 1900 году храм был расширен архитектором Н.Д. Ивановым. Возможно, что Архангельское названо именно в честь Михаила Архангела.
Вместе с тем для далёкого от истории религии и Русской Православной Церкви читателя хочу сообщить, что Архангел Михаил считается одним из высших ангелов, принимающих самое близкое участие в судьбе Церкви. Имя Михаил на еврейском значит «Кто как Бог». В Священном Писании сказано, что кроме физического существует и великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Слово «ангел» на греческом языке значит «вестник». Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям свою волю. Приставка «архи»  указывает на  более возвышенное служение в сравнении с другими ангелами. Архангел Михаил в Писании именуется «князем», «вождем воинства Господня» и изображается как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. На иконах его изображают с огненным мечом в руке или копьем, низвергающим диавола.
Из краеведческих материалов протоиерея Олега Пэнэжко автору этих строк удалось узнать, что в Смутное время село Архангельское было уничтожено, и в 1627 году оно «в порозжих землях, что запустело от литовского разорения». В 1663 году половина этого села входила в поместье мурзы Шемета Кудрявого, что было за литвином за Андреевым сыном Шапкина, да за немчином за  Кашпиром. В это время в селе уже существовала деревянная церковь Михаила Архангела, но, видимо, она требовала восстановления, к чему и приступил  в 1686 году новый владелец Архангельского стольник и князь Пётр Иванович Шихматов.
До 1917 года Архангельское принадлежало княжескому роду Ширинских-Шихматовых.  Род князей  Ширинских-Шихматовых окончательно утвержден правительствующим сенатом в княжеском достоинстве в 1836 г.; герб внесен в Х часть Общего Гербовника. Есть еще два дворянских рода Ширинских, записанных во II и III части родословной книги Таврической и Ярославской губерний. Видимо, следует принимать именно с 1836 года двойную фамилию князей Ширинских-Шихматовых, владеющих селом Архангельское.
Ширинские-Шихматовы — старинный княжеский род, записанный в V часть родословной книги Смоленской губернии и ведущий начало от беев Ширинских, которые имели обширные владения по реке Волге и затем были завоевателями Крыма. Здесь они до конца XVIII в. были «знаменитейшими и сильнейшими из всех» и «составляли в народном собрании первейшую степень».
Один из беев Ширинских — Кинбар – выехал в Россию при великом князе Иоанне Васильевиче III, и считается, таким образом, родоначальником рода. Потомки правнука его — Шихмата (во св. крещении Василия) Келядемаевича (начало XVI в.) - стали называться Ширинскими-Шихматовыми. А сын его Иван Васильевич был известным боевым воеводой середины XVI века.
Некоторые из Ширинских еще в XVI в. приняли православие. Так, в шведском походе 1549 г. упоминается князь Пантелеймон Иванович Ширинский; в 1630 г. значится в числе ярославских дворян князь Иван Лукич Ширинский. Князья Иван Сунгалеевич, Федор Арасланович, Петр, Михаил и Андрей Бикбаевичи были стольниками Петра I (1702). В 1784 г. Мехметши-бею Ширинскому Потемкин назначил ежегодное жалованье в 2000 руб., императрица Екатерина II повелела избирать губернских предводителей дворянства Тавриды из рода Ширинских.
Пожалуй, из всех Ширинских следует упомянуть Александра Прохоровича Ширинского (умер в 1794 году), у которого было девять сыновей, из них более известны Сергей Александрович, в иночестве Аникита, и Платон Александрович, бывший министр народного просвещения; внук Александра Прохоровича — тоже Александр Прохорович (1822—1884) - был попечителем учебных округов: Виленского, Киевского и Московского, товарищем министра народного просвещения и сенатором. К ним следует добавить Алексея Александровича Ширинского-Шихматова (1862—1930) — князя и известного в своё время русского общественного деятеля. Князь Платон Александрович Ширинский-Шихматов (1790-1853) в 1828 году был членом Российской академии и председателем Археографической комиссии.
Владелец Архангельского князь Александр Прохорович Ширинский-Шихматов, тот из Ширинских, который являлся попечителем Виленского, Киевского и Московского учебных округов, сенатором и товарищем министра народного просвещения Российской империи, был погребён возле храма Михаила Архангела села Архангельского. Его могильное надгробие  было утрачено в 2001 году.
Из книги А.Б. Чижкова «Подмосковные усадьбы» следует, что за прудом села Архангельское во второй половине XIX века существовала не сохранившаяся к нынешнему времени  усадьба чиновника 5-го класса Н.Н. Языкова и его наследников. С 1911 года она принадлежала Е.А. и С.Е. Кулагиным.
Работая над материалом об усадьбе Архангельское, как, впрочем, и над другими очерками об усадьбах и храмах Наро-Фоминского района, с сожалением хотел бы отметить, как мало мы знаем о хозяевах, заложивших эти усадьбы, и архитекторах, строивших их вместе с храмами. Видимо, нужно ещё  время, чтобы потомки донесли обо всём этом до своих читателей значительно больше, и, возможно, точнее, чем автор этих строк. Дай Бог им удачи на этом поприще.

Валерий Ипатов

На фото: Церковь Михаила Архангела в селе Архангельское Наро-Фоминского района Московской области. 8 июля 2009 года. Фот. Носиков С. П.

[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (1)

Ольга Ширинская
10.02.2023 18:54
Спасибо за статью.Я пра правнучка Александра Прохоровича,была в храме в2015.К сожалению настоятель,который занимался реставрацией с научным подходом умер перед нашим визитом.Его вдова матушка Наталья рассказала много интересного. Грабители вскрыли захоронение брата моего прадеда контр адмирала Сергея Александровича Ш. Он был хорошо забальзамирован и сохранился...Вызвали милицию покидали все обратно...на этом месте новый настоятель поставил печь булерьян и вывел трубу в то окно ,где любил стоять князь во время службы. На месте захоронения их матери Екатерины Павловны зияла дыра и груда зачем то содранной напольной плитки,напротив на месте захоронения Александра Прохоровича была устроена свалка мусора,зотя в храме было полно свободного пространства.На наш вопрос"Почему такое неуважение?" Настоятель лишь отмахнулся и сказал "Какая разница,там всеравно давно ничего нет." Кто то сказал ,что он собирается делать теплые полы. Зачем это делать в усыпальнице не понятно,к тому же там был теплый придел св.Николая для малочисленных посетителей в зимние время.Когда неуважение к святыням со стороны неверующих и равнодушных - это не так обидно. Жальбыло видеть такое отношение со стороны священника. Хотелось бы знать как там теперь,может уже и хозяина сменили

Добавить комментарий