Усадьба Любаново

Из аннотированного каталога А.Б. Чижкова «Подмосковные усадьбы», выпущенного московским издательством в 2006 году, известно, что усадьба в Любаново на высоком берегу реки Нара была основана в конце XVII века  К.И. Чарторыжским и далее принадлежала этому дворянскому роду до 1881 года. А рядом с этой усадьбой  находилась другая, дворян Апухтиных (родственников поэта  А.Н. Апухтина), последний из них – капитан-лейтенант В.П. Апухтин и его наследники -  владели ею до 1891 года. Вместе с тем, из книги Л.Г. Дробышевского «На берегу Нары» можно узнать, что в XVII веке Любаново  являлось вотчиной князей Волынских, Юсуповых, Колычевых, Черкасских. И лишь потом им владели Чарторыжские и Апухтины. Несмотря на то, что усадьбы находились рядом друг с другом, их хозяева между собой не общались, и у каждого из них была своя деревянная церковь. Причины этого недружелюбия неизвестны. В 1782 году обе эти деревянные церкви по ветхости были разобраны, а вместо них построена новая кирпичная: Рождества Христова с колокольней.
В книге «На берегу Нары» Дробышевский писал, что  из  поколения в поколение передавались рассказы о деспотизме и жестокостях Чарторыжских и Апухтиных по отношению к своим крепостным крестьянам. В подвальном помещении дома Чарторыжского был найден скелет человека, замурованного в стену. Последним владельцем усадеб Чарторыжских и Апухтиных стал Владимир Карлович Шлиппе (1834-1923) — русский государственный деятель, действительный тайный советник (1911), камергер (1889). Его отцом был Карл Иванович (Карл Август) фон Шлиппе (1800—1869), родоначальник российских Шлиппе, приехавший в Россию из саксонского города Пегау. Мать — Иоганна Агнесса Фёдоровна, урождённая Андре (1808—1873), дочь финанс-секретаря из Дрездена. Владимир Карлович учился в Московском университете на юриста. С 1854 по 1865 (семь трёхлетних сроков подряд) он – почётный мировой судья по Верейскому уезду. С 1866 по 1889 был председателем съезда мировых судей Верейского уездного округа. В 1870 году избирался предводителем дворянства Верейского уезда.  В 1889—1890 — Симбирский вице-губернатор. В 1890—1893 — Екатеринославский губернатор.
С 1893 года по 1905 год — Тульской губернатор, член Государственного совета. После Октябрьской революции эмигрировал в Германию. Умер в Дрездене, где раньше жила его мать.
Кроме Любаново, Шлиппе владели дворянской усадьбой в Плесенском, ранее принадлежащей князьям Щербатовым (здание школы, сгоревшей в 1985 году), и в Пожитково (санаторий Бекасово). Из «Памятной книжки» Московской губернии на 1909 год, в которой публиковались все уездные учреждения и фамилии должностных лиц, следовало, что Верейским уездным предводителем дворянства в то время был камергер Двора Его Императорского Величества, действительный статский советник Александр Карлович Шлиппе. Его помощником являлся титулярный советник Сергей Александрович Шлиппе. Кандидатом в звании Камер-Юнкера – Коллежский Асессор Карл Владимирович Шлиппе, он же осуществлял Административное присутствие по 3-му участку Верейского уезда.
Несмотря на ту положительную роль, которую сыграл в истории на поприще государственной и научной деятельности в дореволюционной России дворянский род Фон Шлиппе, следует сказать и то, что в ряде краеведческих источников сообщается о сотрудничестве некоторых представителей рода фон Шлиппе в годы Великой Отечественной войны с фашистами, в том числе и с предателем генералом Власовым.
В 1920 году в усадьбе Любаново несколько недель в сентябре и октябре отдыхал вместе с семьёй всесильный руководитель Всероссийского ЧК Феликс Эдмундович Дзержинский. Елена Дмитриевна Стасова, работавшая  в то время в Аппарате ЦК РКП (б), писала: «Когда В.И.Ленин узнал, что Дзержинский доработался до кровохарканья, он позвонил мне и предложил записать решение ЦК о том, что Дзержинскому предписывается поехать на две недели в отпуск в Наро-Фоминск. Тогда в Наро-Фоминске был лучший под Москвой совхоз, и Дзержинский мог получить там хорошее питание». Софья Сигизмундовна Дзержинская – жена Феликса Эдмундовича -  по этому поводу рассказывала: «У Феликса не было желания брать отпуск, но он был очень дисциплинирован и выполнил директиву ЦК. Мы поехали втроём (Фелик, я и Ясик) не в город Наро-Фоминск, в Наро-Фоминский уезд, в совхоз «Любаново», куда нас отвёз на машине А.Я.Беленький.  Нам отвели комнату в доме, где находилось правление совхоза».
Во время отпуска Феликс Эдмундович охотился, катался с сыном и женой на лодке по реке Наре, упражнялся в стрельбе из револьвера и наслаждался местной природой, а главное – возможностью быть рядом с сыном, которого вообще видел крайне редко. Получив возможность хорошо отдохнуть и набраться сил, Дзержинский вернулся в Москву к своей работе.
До нынешнего времени сохранился лишь дом Чарторыжских, внешний архитектурный облик которого со временем был изменён, о чем говорит отсутствие симметрии его главного фасада из-за надстройки  второго этажа. Последним хозяином усадьбы была Любановская школа, впоследствии закрытая из-за малой комплектности. Деревянный дом Апухтиных был разобран ещё в 1918 году. А в 1930-х годах разрушили храм Рождества Христова. Лишь на церковном кладбище можно встретить старые заброшенные  надгробия. А на высоком берегу Нары сохранился и старый грот.  Вот, пожалуй, и вся история усадьбы Любаново.

Валерий Ипатов

[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий