О последней любви и бракосочетании 73-х летнего князя Александра Васильевича Мещерского, владельца усадьбы Петровское, и Екатерины Прокофьевны Подборской, которая на 48 лет была моложе своего мужа, мы рассказывали Вам, читатель, в предыдущем очерке. Напомню, что от этого брака у Екатерины Прокофьевны в 1896 году родился сын Вячеслав, который воспитывался в Пажеском корпусе и в годы Гражданской войны воевал на стороне белогвардейцев, затем эмигрировал и скончался в Нью-Йорке в 1952 году.
Сама же Екатерина Прокофьевна, после смерти мужа ставшая владелицей усадьбы в Петровском, второй раз замуж не вышла. Скончалась она в 1945 году. Между тем, известно, что у неё была ещё и дочь княжна Екатерина Александровна Мещерская, оставившая свои воспоминания, в которых указывала, что её отцом являлся князь Мещерский, а родилась она в 1904 году. Вместе с тем, Александр Васильевич Мещерский скончался 22.12.1900 г. по старому или 4.01.1901г. по новому стилю, т.е. за три года до её рождения. Но тема этого очерка не о легитимности отцовства княжны, а о судьбе оставшейся после его смерти обширной коллекции старинного оружия и картин, которые были конфискованы большевиками. Среди этих картин наибольший интерес для автора этих строк представляет судьба лишь одной работы известного итальянского живописца эпохи Возрождения Сандро Боттичелли «Мадонна с ребёнком», которая была им написана на деревянной доске и которая при первом изъятии художественных ценностей князя Мещерского не была найдена. Сама же Екатерина Александровна была свидетелем этих событий, и поэтому её мемуары представляют ценность в поиске следов картины Боттичелли.
В своих воспоминаниях, часть из которых опубликованы в Интернете, Екатерина Александровна Мещерская пишет, что в конце 1917 года её мать была лишена всего имущества, а имения конфискованы. Кроме этого, она в 1918 году была арестована и приговорена к расстрелу. Но приговор был отменён после того, как «Мадонна с ребёнком» из коллекции князя Мещерского была передана её матерью Советской власти. После этого произошла её встреча с Ф.Э. Дзержинским и последующее освобождение из-под ареста. Екатерина Прокофьевна уезжает в Подмосковное Петровское, где некоторое время проживает во флигеле дворца, принадлежащего в то время земской больнице. Затем вместе с дочерью уезжает на Украину, где в то время, как и по всей России, бушевала Гражданская война. В 1919 году она вновь возвращается в Петровское и вновь подвергается аресту. Она пишет письмо Дзержинскому, после чего из Наро-Фоминска приезжают чекисты с уведомлением о выселении её вместе с дочерью из Петровского в течение 24 часов. В то же время из флигеля, где она проживала, было вывезено всё не изъятое ранее имущество. Умерла она в 1945 году. Её дочь Екатерина Александровна Мещерская дожила до развала СССР и Советской власти. Написавшая мемуары о своём прошлом, она умерла в 1994 году. Но в оставленных ею воспоминаниях дальнейшая судьба «Мадонны» Боттичелли более не упоминается. Не удалось автору этих строк найти следы этой картины в музеях и художественных галереях современной России. Поэтому, для того чтобы найти «Мадонну с ребёнком», пришлось начать её поиск с изучения творчества самого Боттиччели.
Настоящее имя Сандро Боттичелли — Алессандро да Марианно ди Ванни ди Амедео Филипепи. Он родился в семье зажиточного горожанина Мариано ди Ванни Филипепи и получил хорошее образование. А прозвище Botticelli («бочонок») перешло к нему от его брата-маклера, который был весьма толстым человеком. Боттичелли учился живописи у монаха Филиппо Липпи. Потом работал у известного скульптора Верроккьо, а в 1470 году организовал собственную мастерскую. Чаще всего из его мастерской выходили картины с образами Мадонны и Младенца. Объясняется это тем, что такие сюжеты пользовались постоянным спросом. Поскольку заказов на такие работы поступало много, выполнение большей части из них Боттичелли поручал своим помощникам. При этом он сам, как правило, писал лишь основную схему композиции. Свои силы художник приберегал для «тон-до», требовавших от их создателя высочайшего мастерства. Тон-до – это картина или рельеф, круглые по своей форме. Они были очень модными. Самая большая сложность при работе над тон-до заключалось в умении уравновешенно расположить фигуры в рамках выбранной композиции. Замечательным решением в этом смысле отличается «Величание Мадонны». Этот сюжет получил название по первым словам библейского текста, известного как Песнь Богородицы. Боттичелли были написаны: «Мадонна Корсини», «Мадонна с розой», «Мадонна с двумя ангелами», «Мадонна со святыми», «Мария с двумя Иоаннами», «Мадонна с гранатом», «Мадонна с младенцем», «Мадонна с книгой». На всех этих «Мадоннах» у Боттичелли обязательно есть изображение с ребёнком. Все они находятся в галереях и музеях Италии, и какая из них принадлежала коллекции князя Мещерского точно сказать трудно. А поскольку она написана на дереве, то возможно, что это «Мадонна с младенцем», написанная в 1470-1475 гг. и находящаяся в Галерее Академии (dell’ Accademia) во Флореции. А как она там оказалась, читателю догадаться, думаю, нетрудно.
Валерий Ипатов
Комментарии (0)
Добавить комментарий