Усадьба Петровское

Село Петровское ранее называлось Княжещево и ещё в 1627 году  принадлежало Боровско-Пафнутьевому монастырю. Но в 1706 году указом императора Петра I оно было пожаловано дипломату, барону Петру Павловичу Шафирову.  И на  географической карте Московской провинции 1774 года оно уже значилось не как Княжещево, а село Петровское. Сейчас трудно сказать: став собственником села, переименовал ли Княжещево барон в честь своего имени или своего благодетеля  Петра I. Но по этому поводу существует много различных суждений, которые не дают на этот вопрос однозначного ответа.
Свою службу Пётр Павлович начал в посольском приказе в 1691 году, где служил переводчиком его отец Павел Филиппович Шафиров (1648-1706). Сам Петр Павлович в 1697-1698 годах принимал участие в Великом посольстве Петра I в Западную Европу, где царь заметил его и приблизил к себе, а Глава посольского приказа Фёдор Алексеевич Головин, руководивший этим ведомством с 1699 по 1706 годы, определил к себе на должность тайного секретаря. С 1701 и до 1722 года Пётр Шафиров руководил почтой. А с 1706 по 1708, кроме почты, ещё и посольским приказом. В 1711 году заключил Прутский мирный договор с Турцией, участвовал в подписании союзных договоров: с Польшей и Данией (1715),  Пруссией и Францией (1717). С 1717-го - вице-президент Коллегии иностранных дел, участвовал в подготовке Ништадтского мирного договора со Швецией. В 1719 году Шафиров был награждён орденом Св. Андрея Первозванного. Но уже в 1723-м в результате борьбы придворных группировок обвинён в казнокрадстве и приговорён к смертной казни, замененной пожизненной ссылкой, которую отбывал в Нижнем Новгороде. Вместе с тем он был лишён особой комиссией из 10 сенаторов чинов, титула и имения. В 1725 году возвращен Екатериной I и назначен президентом Коммерц-коллегии. В 1727—1730, в годы правления императора Петра II, Шафиров в отставке. 1730—1732 – посол в Тегеране, заключил Рештский договор с Ираном. С 1733 года - президент Коммерц-коллегии, и снова стал сенатором. В 1734 году участвовал с графом Остерманом в заключении торгового трактата с Англией; в 1737 году – Немировского трактата. Умер в  1739 году.
С 1740-х годов усадьбой Петровское владел на протяжении примерно ста лет род известных промышленников Демидовых. Приобрёл усадьбу внук тульского кузнеца Никита Акифиевич Демидов. Он родился 8 сентября 1724 года на берегу реки Чусовой во время пути его родителей из Тулы в Сибирь. С юности Никита проявлял интерес к семейному делу и уже в 19 лет обладал недюжинной деловой хваткой и необходимыми знаниями в области горного дела и металлургии. Полученные по наследству заводы, в отличие от своего брата Прокофия (Прокопия), он не только не растерял, но и приумножил, построив при этом ещё три новых. Его предпринимательская деятельность была весьма успешной: общая производительность принадлежавших ему заводов превышала выпуск чугуна и железа на всех заводах его отца до их раздела наследниками. При этом Никита Акинфиевич любил заниматься науками и покровительствовал ученым и художникам. Находился он и в дружеской переписке с Вольтером. Вместе с тем Никита Демидов один из первых среди братьев начал собирать коллекцию художественных и исторических ценностей. Во время путешествия по Европе (1771—1773) он посещал мастерские художников и покупал понравившиеся ему картины. По его заказу написал серию полотен Жан Батист Грез, а живущий в Париже шведский живописец Александр Рослин  -  портреты Никиты Акинфиевича и его супруги.
Большие суммы Демидов тратил на обучение молодых дарований. Немало крепостных художников по его указанию было направлено на учебу в Москву и в Петербург, в Императорскую Академию художеств, и за границу. Великий князь Пётр Феодорович, будучи наследником престола, неоднократно занимал у Демидова деньги и пожаловал ему Анненскую ленту с тем, чтобы он «возложил оную на себя по кончине императрицы Елизаветы Петровны». Вскоре по восшествии на престол Петра III Демидов потерял расположение к себе государя и был лишен пожалованного ему ордена, но Екатерина II возвратила ему орден св. Анны, вместе с тем произвела в чин статского советника, но запретила употреблять его на службу без именного указа.
К великому огорчению Никиты Акинфиевича, первые два его брака были бесплодны. Третьей женой стала Александра Евтихиевна (1745 — 1778), дочь купца Евтихия Ивановича Сафонова. Для неё Никита Акинфиевич Демидов воплощает в Петровском  проект архитектора Матвея Фёдоровича Казакова, создателя классического типа русской усадьбы. Она представляла из себя  квадратный дом, который завершался ротондой с плоским куполом, а  на вершине её предполагалось установление статуи Аполлона. Главную лестницу украшали чугунные сфинксы, сделанные на демидовских заводах. По сторонам дома были построены четыре флигеля. А через дорогу - храм.   
В середине XIX века усадьба Петровское перешла к В.Н. Жаркову, ну а позднее, с 1869 года и до 1917, усадьбой владела семья князей Мещерских. Но это уже другая история, о которой газета расскажет в следующем очерке.
На фото усадьба Петровское и портреты П.П Шафирова (неизвестный автор) и Н.А. Демидова (Рокотов). При подготовке очерка использовалась книги: А.Б.Чижкова «Подмосковные усадьбы». М.2006; Олега Пэнэжко «г.Верея и храмы Наро-Фоминского района». .

Валерий Ипатов

[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий